Разработка урока "Основные мотивы лирики С.Есенина"
Материал представляет собой разработку урока литературы «Основные мотивы лирики С.Есенина» для обучающихся 1 курса образовательных учреждений , реализующих программы НиСПО .
Тема урока: Основные мотивы лирики С.Есенина
Оборудование: стенгазеты, посвященные творчеству поэта, музыкальный диск с романсами С.Есенина.
-Познакомить обучающихся с основными темами творчества С.Есенина;
-Формировать умение выразительного чтения лирического произведения
— развивать умение тематического анализа лирического произведения;
-развивать логическое, образное мышление на основе анализа художественного текста.
— воспитывать художественный вкус у обучающихся ;
— воспитывать культуру общения, умение выступать перед аудиторией, умение слушать выступление товарища
Запись на доске темы урока :
Основные мотивы лирики С. Есенина.
«Есенин – это вечное. »
-так сказал о С. Есенине поэт Н. Тихонов еще в первой половине XX века . Он не ошибся: личность Есенина , его творчество привлекают нас , русских людей ,спустя почти 80 лет с момента его трагической гибели : этому свидетельствуют следующие факты:
– в конце 90-х годов российские журналисты начали расследование обстоятельств трагической гибели поэта. По материалам этого расследования было проведено впоследствии и государственное следствие, в результате которого было доподлинно установлено : Есенин не покончил с собой, а был убит;
— в начале XXI века в России вышел на экраны грандиозный проект – фильм о жизни С. Есенина;
— его творчество включено в программу образования по литературе российских школьников, что свидетельствует о значимости его творчества в развитии русской культуры ;
— а самое главное – его стихи живут , их перекладывают на музыку и исполняют и в дружеской компании под гитару , и со сцены на больших эстрадных концертах.
Звучит запись романса « Забава» в исполнении А. Малинина
— Так что же, по – вашему , имел в виду Тихонов , сказав «Есенин – это вечное» ?
— Почему вечное? Какие темы будут волновать людей всегда , независимо от того , в какую эпоху они живут ?
( Любовь , родина , родная природа )
— Запись в тетради в виде таблицы этих тем есенинской лирики
-Некоторые из вас получили опережающее задание – выучили наизусть стихотворения С.Есенина разных лет Сейчас ваши товарищи выступят в импровизированном мини-концерте , а задача слушателей – распределить названия услышанных стихотворений по нашей тематической таблице .
Выступление участников концерта .
-Чье выступление понравилось больше всего ? Чем понравилось ?
-Как стихи распределились по тематическим колонкам ?
« Выткался на озере…»
«Гой ты , Русь моя родная …»
«Я помню, любимая, помню …»
« Я спросил сегодня у менялы…»
-Проанализируем и прокомментируем каждый тематический блок (слово учителя). Учащиеся записывают комментарий в тетради.
Одна из первых тем лирики Есенина, прошедшая через всё творчество поэта. Лирический герой ощущает себя частью природы , а она – одухотворяется .Все живое вызывает у Есенина трепетную нежность. Основной художественный прием – олицетворение, метафорический эпитет.
Будучи уже очень известным поэтом, Есенин скажет: «Чувство Родины- основное в моем творчестве»
Родина для него — это тот уголок, где родился и вырос, это чисто русское ощущение красоты, раздолья, гармонии бытия.
Тонкий, чуткий человек, Есенин всегда нравился женщинам и о любви знал многое.
Красоту этого величайшего человеческого чувства, все его нюансы передал в своих стихах поэт.
«Нежность грустная русской души» — так определил пафос своей поэзии сам Есенин.
Задание на дом:1) найти самостоятельно и выучить наизусть стихотворение, которое с вашей точки зрения в наибольшей степени является иллюстрацией к этим словам поэта.
2) проанализировать с точки зрения используемых поэтом средств художественной выразительности стихотворения из 2-го и 3-го тематических разделов.
Оценки за урок – всем участникам концерта – «5».
необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма «Есенин».
необходимая и полезная информация для проведения урока литературы по изучению любовной лирики Сергея Есенина, Красочная презентация, музыкальное оформление, видеофрагменты из фильма «Есенин».
Конспект урока литературы «Образ Родины в лирике С.Есенина» предназначен для проведения урока в 9 классе при изучении раздела «Русская литература ХХ века» по программе В.Я. Коровиной.
Конспект урока литературы на тему «Образ Родны в лирике Сергея Есенина» создан в рамках учебной программы дя общеобразовательных учреждений под редакцией В.Я. Коровиной. На уроке учащимся предлаг.
Урок предназначен для учащихся 9,11 классов. В данной разработке предлагается новый подход в изучении лирики С.Есенина. Раскрытие образа Родины даётся через иконописание словом, то есть изографи.
В данной презентации на примере лирики С.А.Есенина рассматриваются различные виды односотавных предложений.
Природа у Есенина антропоморфна: березки уподобляются девушкам, клен – подвыпившему сторожу, лирическому герою. Образ природы строится на ассоциациях из дерев.