Главная » Блог » Учебная исследовательская работа по литературе Любовная лирика С
Художественные особенности лирики С
24.01.2018
Методическая разработка по литературе (11 класс) на тему: Разработка урока — Основные мотивы лирики на
24.01.2018

учебная, исследовательская, работа, литературе, любовная, лирика, есенина

Учебная исследовательская работа по литературе «Любовная лирика С. Есенина»

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ С.Есенин -проект.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 924

Учебная проектная работа по теме:

« Любовь в жизни и творчестве С.А.Есенина. »

Каракалова Виктория Евгеньевна

Кодякова Ксения Сергеевна

ученицы 11 класса

Научный руководитель: Мещерякова Наталья Александровна

учитель русского языка и литературы

Содержание учебной проектной работы :

1 . Введение ( обоснование выбора темы работы, актуальность учебной проектно-исследовательской работы, объект и предмет исследования, цель и задачи исследования, методы исследования) стр1-3

2 . Основная часть « Любовь в жизни и творчестве С.А.Есенина. »

2.1 Страница первая . «Ты поила коня из горстей в поводу. » стр 4-5

2.2 Страница вторая. «Литературная визитка (Подруга. )» стр 5-6

2.3 Страница третья. «Литературная визитка ( Первая. ) » стр 6-9

2.4 Страница четвёртая. «Литературная визитка ( Любимая. » стр 10-11

2.5 Страница пятая. «Литературная визитка (Дорогая. ) » стр 12-13

2.6 Страница шестая. «Литературная визитка (Хорошая. ) » стр 13-15

2.7 Страница седьмая. «Литературная визитка (Простая. ) стр 15- 16

2.8 Страница восьмая. «Литературная визитка ( Желанная. ) » стр 16- 17

2.9 Страница девятая. «Литературная визитка ( Милая. ) » стр 17-20

3.Заключение (выводы). стр 21-22

4. Приложения (практическая часть). стр 22 -32

5.Список использованной литературы и интернет-ресурсов . стр 32-34

Руки милой – пара лебедей –

В золоте волос моих ныряют.

Все на этом свете из людей

Песнь любви поют и повторяют.

Обоснование актуальности учебной проектной работы

Поэзия настоящих больших мыслей и чувств всегда подлинно народна, всегда покоряет наши сердца суровой правдой жизни, неугасимой верой в Человека.

Чем «крупнее» художник, масштабнее его творчество, самобытнее талант, противоречивее его эпоха, тем труднее порой современникам оценить истинный вклад поэта в духовную жизнь нации, раскрыть все грани его дарования.

Актуальность данной работы заключается в необходимости современного прочтения любовной лирики поэта, в которой каждый из нас найдёт что-то свое близкое и родное.

Считаем, что данный учебный проект можно использовать в качестве учебного материала на уроках литературы в 9-11 классах, а также в качестве материала для проведения виртуальной экскурсии или лекции по представленной нами теме. Поскольку вопросы по творчеству С. Есенина представлены в тестах ЕГЭ по литературе, а сама любовная лирика представлена в КИМах достаточно редко, мы взяли на себя смелость разработать фрагмент части В по предложенной теме нашего проекта.

Цель учебной проектно- исследовательской работы :

выяснить, как чувства к женщине влияли на творчество С. Есенина; показать искренность любовной лирики поэта.

Задачи учебной проектно-исследовательской работы:

узнать , кто являлся адресатами любовной лирики С. Есенина

проследить, как чувства к женщин е влияли на творчество С.Есенина

познакомиться с особенностями творческого метода поэта

провести анкетирование учащихся старших классов, преподавателей образовательного учреждения и родителей по предложенной теме

анализ и синтез

стихотворений , входящих в любовный цикл лирики С.Есенина

экскурсия в музей-квартиру Сергея Есенина

посещение Московского художественного академического театра музыкально-литературная композиция «Серебряный век.»

художественные фильмы «Есенин», «Поэт», «Спасите мою душу»

2.Основная часть « Любовь в жизни и творчестве С.А.Есенина. »

С. А. Есенин известен как поэт, воспевший красоту русской природы и любовь к женщине. Любовная лирика С. Есенина своеобразна -в ней прослеживается и лихой хулиган, который впрочем чист сердцем и готов возложить на алтарь любви всё, что ни попросят . Как ни у кого другого, тема любви звучит у поэта очень ярко, завораживающе и, в большинстве случаев, печально.

«Я сердцем никогда не лгу. «-сказал о себе С. Есенин. И действительно, его произведения на редкость пронзительно искренни. Нежную, яркую и напевную лирику С. Есенина невозможно представить без темы любви. В разные периоды жизни и творчества поэт своеобразно чувствует и переживает это прекрасное, возвышенное чувство и в то же время горькое чувство. Его любовная лирика полна драматизма: от первого юношеского чувства к сложным душевным переживаниям. Она никогда не была оторвана от общих настроений и размышлений, владевших поэтом, она всегда была обусловлена его общественными взглядами, которые властно накладывали свой отпечаток на его стихи. Вся лирика С. Есенина непрерывно связана с темой любви, она словно не существует без этого высокого чувства, обращённого ко всему мирозданию. Поэтическая душа не могла не пылать страстью, не восхищаться, не любить.

Особенность любовной лирики Есенина в том, что она показывает две стороны чувства: счастье и следующие за ним грусть и разочарование. Любвеобильный поэт посвящал стихи многим женщинам, каждая из ни была для него неповторимой, поэтому по-особому звучит и каждое стихотворение.

Страница первая . «Ты поила коня из горстей в поводу. » (1910)

О любви С. Есенин пишет уже в самых ранних своих стихотворениях, истоки которых — в песенном русском фольклоре «Подражание песне»,»Ты поила коня из горстей в поводу. «:

Ты поила коня из горстей в поводу,

Отражаясь, березы ломались в пруду.

Кудри черные змейно трепал ветерок.

С алых губ твоих с болью сорвать поцелуй.

Унеслася ты вскачь, удилами звеня.

Мимо окон тебя понесли хоронить.

Все мне чудился тихий раскованный звон.

Любовь к женщине -лишь акцент в проявлении чувства любви ко всему земному, любимая представляется в образе природы: «Зацелую до пьяна, изомну, как цвет»,а природа олицетворена: «Выткался на озере алый цвет зари»(1910)

Выткался на озере алый цвет зари.

На бору со стонами плачут глухари.

Плачет где-то иволга, схоронясь в дупло.

Только мне не плачется — на душе светло.

Знаю, выйдешь к вечеру за кольцо дорог,

сядем в копны свежие под осенний стог.

Зацелую допьяна, изомну, как цвет,

хмельному от радости пересуду нет.

Ты сама под ласками сбросишь шелк фаты,

унесу я пьяную до утра в кусты.

И пускай со звонами плачут глухари,

есть тоска веселая в алостях зари.

В лирике этого периода стилизованы все элементы стиха, и авторское «Я» неизбежно воспринимается как традиционное «Я»народной лирической песни.

Страница вторая. «Литературная визитка (Подруга. ) «

Сергей Есенин и Анна Сардановская.

Читая книгу Бориса Грибанова «Женщины, которые любили Есенина», мы узнали, что ещё до отъезда во второклассную школу Сергей Есенин подружился с сестрой своего товарища Анной Сардановской . В жизненном и творческом пути Есенина Анна Сардановская сыграла не только самую первую «женскую роль»,но и являлась тем поэтическим зерном, из которого в дальнейшем вызрела основная ветвь есенинской любовной лирики.

А. Сардановская внучатая племянница священника села Константинова Ивана. Она обладала прекрасным голосом, отличалась пением в церковном хоре. Каждое лето А. Сардановская приезжала к своему родственнику вместе с матерью, братом и сестрой.

Когда впервые встретились и познакомились С. Есенин и А. Сардановская, неизвестно. Но есть воспоминание сестры Сардановской — Серафимы, относящееся к 1907-1908 гг.: » Наш дедушка священник Иван Яковлевич жил в селе Константиново в отдельном доме около церкви. Там, у дедушки, я познакомилась с Серёжей Есениным, который почти каждое утро прибегал к нам. Был он в особой дружбе с Анютой , дружил и со мной.» Это была детская дружба подростков, которая продолжалась на протяжении пяти лет. Это первая любовь поэта- Аня Сардановская. Приезжая летом из Спас-Клепиково в родное село, он часто встречался с ней. Константиновские старожилы вспоминают, как «Однажды летним вечером Анна и Сергей, раскрасневшиеся, держа друг друга за руки, прибежали в дом священника и попросили бывшую там монашенку разнять их руки: «Мы любим друг друга и в будущем даём слово жениться. Разними нас. Пусть, кто первый изменит и женится или выйдет замуж, того второй будет бить хворостом». Так 9 лет они клятвенно обещали пожениться, когда вырастут. Но Аня первой вступила в брак. Приехав из Москвы и узнав об этом, Есенин написал письмо, уговорив ту же монашенку передать его Анне, которая после замужества жила в соседнем селе. Монашка, отдавая письмо, спросила: «Что Серёжа пишет?». Анна с грустью сказала: «Он, матушка, просит тебя взять пук хвороста и бить меня, сколько у тебя сил хватит».

Спустя несколько лет в стихотворении «Мой путь» Есенин вспоминает этот эпизод своей юности:

В пятнадцать лет

Взлюбил я до печёнок

Лучшей из девчонок,

Достигнув возраста, женюсь.

Можно предположить, что образ юной Сардановской и общение с нею навеяли мотивы создания таких стихотворений, как : «За горами, за жёлтыми полями…», опубликованное впервые в 1916 году, и стихотворение «Зачем зовёшь», относящееся к 1911-1912 годам, а также «Под венком лесной ромашки», «Тёмна ноченька, не спиться», «Хороша была Танюша», «Низкий дом с голубыми ставнями»:

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда,-

Слишком были такими недавними

Отзвучавшие в сумрак года.

Наше поле, луга и лес,

Принакрытые сереньким ситцем

Этих северных бедных небес.

И пропасть не хотел бы в глуши,

Но, наверно, навеки имею

Нежность грустную русской души.

С их курлыканьем в тощие дали,

Потому что в просторах полей

Они сытных хлебов не видали.

Да ракитник, кривой и безлистый,

Да разбойные слышали свисты,

От которых легко умереть.

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

Уж не юные веют года.

Низкий дом с голубыми ставнями,

Не забыть мне тебя никогда

Чист, непосредствен образ лирического героя этих стихов. Ничто пока не омрачает его взора, «васильками светится» его сердце. Таинственно влечёт и манит его «девичья красота».

Сергей Есенин и Анна Изряднова

«У меня было три тысячи женщин!» — похвастался как-то Сергей Есенин приятелю. На недоверчивое «Вятка, не бреши!» заулыбался: «Ну, триста. Ну, тридцать». Его нельзя было не любить…

В 1912 году семнадцатилетний деревенский мальчик Сережа Есенин, красивый, как вербный херувим, приехал покорять Москву и вскоре устроился работать в типографию Сытина корректором. В своем коричневом костюме и ярко-зеленом галстуке он выглядел по-городскому: не стыдно и в редакцию зайти, и с барышней познакомиться. Но редакции его стихи печатать не хотели, а барышни смеялись над его говором, галстуком и независимыми манерами. Только курсистка Аня, Анна Изряднова, также служившая корректором у Сытина, сумела в мальчишке, который был моложе ее на четыре года, увидеть настоящего поэта. Как она его понимала! Как она любила его!

Анна стала его первой женщиной. Сергей почувствовал себя взрослым мужчиной, мужем. В снятой ими комнате у Серпуховской заставы и начинается есенинская семейная жизнь.

Работа, дом, семья, Анна ждет ребенка, и на поэзию уже сил и времени не хватает. Для вдохновения Сергей уезжает в Крым. Один. Вернулся полный впечатлений и вдохновения. Он бросил работу и целыми днями писал стихи. Анна не перечила и ничего не требовала от него. Просто любила. Ему же было так удобно.

В декабре 1914 года Есенин отвез жену в роддом. Страшно гордился, когда родился сын. К возвращению Анны из больницы отмыл комнату до блеска, приготовил обед. 19-летний отец с удивлением вглядывался в крошечное личико сына, отыскивая в нем свои черты, и никак не мог налюбоваться. Назвал малыша Георгием, Юрочкой.

Радость закончилась быстро. Детский плач, грязные пеленки, бессонные ночи. Через три месяца С. Есенин уехал в Петроград: то ли в поисках успеха, то ли просто сбежал от семейного счастья. Почти целый год мотался туда-сюда. Но ни любовь Ани, ни ребенок не смогли его удержать. Материально помогал, когда мог. Но вскоре завертела столица, закружила. «Ах, самородок из Рязани! Ах, новый Кольцов!» — говорили о нем.

И стал модный поэт в литературных салонах нарасхват. Всегда находились желающие выпить с гением. Наверное, тогда тихий отрок, воспевающий золотую Русь, и превратился в кабацкого хулигана…

Я положил к твоей постели

И с лепестками помертвели

Мои усталые мечты.

Я нашептал моим левкоям

Об угасающей любви,

И ты к оплаканным покоям

Меня уж больше не зови.

Мы не живем, а мы тоскуем.

Для нас мгновенье красота,

Но не зажжешь ты поцелуем

Мои холодные уста.

И пусть в мечтах я все читаю:

«Ты не любил, тебе не жаль»,

Зато я лучше понимаю

Твою любовную печаль.

Сергей Есенин и Зинаида Райх «Куда несёт нас рок событий. «

Однажды летом 1917 года Есенин с приятелем зашли в редакцию газеты «Дело народа», где Сергей познакомился с секретаршей Зиночкой. Зинаида Райх была редкая красавица. Таких он еще не видел.

Умная, образованная, окруженная поклонниками, она мечтала о сцене. Уж как он уговорил ее поехать с ним на Север?!

Они обвенчались в маленькой церквушке под Вологдой, искренне веря, что будут жить долго, счастливо и умрут в один день. Вернувшись, поселились у Зинаиды. Ее заработка хватало на двоих, и она старалась создать Сереже все условия для творчества.

Есенин был ревнив. Выпив, становился просто невыносим, устраивая беременной жене безобразные скандалы. Он любил по-русски: сначала бил, а потом валялся в ногах, вымаливая прощение.

В 1918 году семейство Есениных покинуло Петроград. Зинаида поехала в Орел к родителям рожать, а Сергей вместе с другом снял в центре Москвы комнатенку, где зажил по-холостяцки: попойки, женщины, стихи…

Дочь родилась в мае 1918 года. Зинаида назвала ее в честь матери Сергея — Татьяной. Но когда жена с маленькой Танечкой приехали в Москву, Сергей их встретил так, что уже на следующий день Зинаида уехала обратно. Потом Есенин просил прощения, они мирились, и опять начинались скандалы. После того как он избил ее, беременную вторым ребенком, Зинаида сбежала от него к родителям окончательно. Сын был назван Костей в честь села Константиново, где родился Есенин.

Впоследствии Зинаида стала актрисой в театре знаменитого режиссера Всеволода Мейерхольда. В октябре 1921 года Есенин и Зинаида официально развелись, она вышла замуж за Мейерхольда.

Знаменитый режиссер воспитывал Костика и Танечку, а Есенин в доказательство любви к детям носил их фотографию в нагрудном кармане.

«Письмо к женщине» является обращением к бывшей возлюбленной. Это стихотворение было написано в 1924 гг., хотя события, о которых вспоминает поэт, происходили в 1919 гг.. Разрыв с Зинаидой Райх положил начало новому периоду любовной лирики поэта. Их отношения вступили в горестную фазу драматических переживаний, и они хлынули в стихи. Композиционно в этом произведении можно выделить две части: в первой лирический герой вспоминает прежние времена, когда он мучительно не понимал смыл происходящего, во второй показано обретение героем смысла существования:

Вы все, конечно, помните,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

В лицо бросали мне.

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

Катиться дальше, вниз.

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Сергей Есенин и Айседора Дункан. «Я искал в этой женщине счастье. «

Айседора Дункан не говорила по-русски, Есенин не понимал по-английски. Но это не мешало их любви.

Однажды великую американскую балерину Айседору Дункан, приехавшую в 1921 году в Россию, пригласили на творческий вечер… Она вошла летящей походкой, сбросила шубку и расправила складки шелкового хитона. Танцовщица была похожа на ожившую статую античной богини. Ей налили «штрафной» стакан вина. Она подняла глаза от бокала и увидела Его. Он начал читать стихи. Айседора не понимала ни слова, но не могла оторвать от него взгляда. А он декламировал, глядя только на нее. Казалось, что в комнате больше никого нет. Закончив читать, Есенин спустился с возвышения и попал в ее объятия.

«Изадора! Моя Изадора!» — Есенин опустился перед танцовщицей на колени. Она поцеловала его в губы и произнесла: «За-ла-тая галава, за-ла-тая га-ла-ва». Это была любовь с первого взгляда, кипучая страсть, ураган. И не важно, что Айседора почти не говорила по-русски, а Сергей не знал английского. Они понимали друг друга без слов, потому что были похожи — талантливы, эмоциональны, бесшабашны..

С той памятной ночи Есенин переехал в квартиру Айседоры. Есенинские друзья-поэты с удовольствием ходили в этот гостеприимный дом, хотя никак не могли поверить, что гуляка и сердцеед искренне полюбил женщину, которая почти в два раза старше его. А он, глядя, как Айседора танцует для него, теряя голову, шептал: «Моя, моя навеки!»

Балерина с мировым именем была богата и готова все отдать, только чтобы ее любимый Есенин был счастлив. Кутежи, шампанское, фрукты, подарки. Она оплачивала все.

Но уже через несколько месяцев есенинская страсть угасла и начались скандалы. В пьяном угаре он кричал: «Дунька, пляши». И она танцевала перед ним и его собутыльниками, без слов показывая и свою любовь, и унижение, и гордость, и негодование. Она видела, что ее любимый спивается, и, чтобы спасти его, решила увезти за границу.

В мае 1922 года Есенин и Дункан зарегистрировали брак и уехали сначала в Европу, затем в Америку.

Но там он из великого поэта стал просто мужем Дункан. От этого злился, пил, гулял, бил, потом каялся и объяснялся в любви.

Друзья Айседоры были в ужасе от ее семейной жизни.

— Как ты позволяешь так с собой обращаться?! Ты — великая балерина! есенин сергей любовь женщина

Айседора оправдывалась: «Он болен. Я не могу его бросить. Это все равно что бросить больного ребенка».

В Советской России ему было очень тяжело, а без России — невозможно. И чета Есениных — Дункан вернулась обратно. Она чувствовала, что брак разваливается, безумно ревновала и мучилась. Отправившись на гастроли в Крым, Айседора ждала там Сергея, который обещал вскоре приехать. Но вместо него пришла телеграмма: «Я люблю другую, женат, счастлив. Есенин».

Этой другой стала его поклонница Галина Бениславская.

Но пожалуй, его любовь к Айседоре Дункан -самое яркое и противоречивое чувство в судьбе поэта . До сих пор не все могут понять, что привлекло совсем молодого русоволосого красавца в уже зрелой женщине Айседоре. Результатом отношений с известной танцовщицей стал цикл стихотворений «Москва кабацкая». «Я искал в этой женщине счастья, а нечаянно гибель нашел», — восклицает поэт.

Почему же возникает «Москва кабацкая»? С. Есенин отвечает на этот вопрос так: « Я это видел, я это по-своему пережил, я должен был рассказать это в стихах.»

Поэтичность и нежность сменил озлобленный цинизм, цинизм как защитная реакция, как отчаяние. Любовь низведена до плотской, до животной потребности, но в конце стихотворения- жалобное раскаяние : «Дорогая, я плачу,…прости…прости.»

«Верная Галя» ( 1925 г.)

Сергей Есенин и Галина Бениславская .

Так беззаветно, как любила Галина, редко любят. С. Есенин считал ее самым близким другом, но не видел в ней женщину. Ну чего ему не хватало?! Стройная, зеленоглазая, косы чуть не до полу, а он не замечал этого, о своих чувствах к другим рассказывал.

Галина оторвала его от Дункан, старалась отвадить и от друзей-собутыльников, ждала ночами у двери, как верная собака. Помогала чем могла, бегала по редакциям, выбивая гонорары. И телеграмму в Крым Айседоре дала она же. Галина считала его своим мужем, он же говорил ей: «Галя, вы очень хорошая, вы самый близкий друг, но вас я не люблю…» Есенин приводил в ее дом женщин и тут же ее утешал: «Я сам боюсь, не хочу, но знаю, что буду бить. Вас не хочу бить, вас нельзя бить. Я двух женщин бил — Зинаиду и Изадору — и не мог иначе. Для меня любовь — это страшное мучение, это так мучительно».

Галина все ждала, когда же он увидит в ней не только друга. Но так и не дождалась. В 1925 году он женился… на Сонечке Толстой.

После смерти С.А.Есенина, потеряв смысл жизни, Галина Бениславская оказалась в психиатрической клинике. Она так и не смогла смириться с потерей единственного “друга”,покончив жизнь самоубийством. Похоронили её рядом с Есениным,на памятнике начертали слова: «Верная Галя».

Сергей Есенин посвятил Бениславской несколько стихотворений, одно из самых ярких – это “Собаке Качалова”:

Мой милый Джим, среди твоих гостей

Так много всяких и невсяких было.

Но та, что всех безмолвней и грустней,

Сюда случайно вдруг не заходила?

Страница седьмая. «Литературная визитка (Простая. )»

Сергей Есенин и Августа Миклашевская.

— В августе 1923 г. произошла встреча Августы Миклашевской с Сергеем Есениным, в то время как его брак с Айседорой Дункан уже близился к распаду. В том году состоялась их помолвка. Она » могла пойти за ним всё равно куда», но его скандальные истории отпугивали её, и брачный контракт не состоялся, «сердце подчинилось разуму». Цикл лирических стихов» Любовь хулигана», начатый буквально на следующий день после их знакомства, — один из самых проникновенных в поэзии Есенина. Цикл состоял из семи стихотворений: » Заметался пожар голубой. «, «Пускай ты выпита другим. «, «Ты такая ж простая, как все. «, «Дорогая, сядем рядом. «, «Мне грустно на тебя смотреть. «, «Ты прохладой меня не мучай . «, «Вечер чёрные брови насопил. «.

Любовь к этой женщине была целительной для больной и опустошенной души поэта. Одухотворенное чувство к Милашевской просветляет, возвышает и вдохновляет Есенина на творчество, заставляет снова и по-новому поверить в значимость идеального чувства :

Но мне осталось, мне осталось

Твоих волос стеклянный дым

И глаз осенняя усталость.

О, возраст осени! Он мне

Дороже юности и лета.

Ты стала нравиться вдвойне

Я сердцем никогда не лгу

И потому на голос чванства

Бестрепетно сказать могу,

Что я прощаюсь с хулиганством.

Пора расстаться с озорной

И непокорною отвагой.

Уж сердце напилось иной,

Кровь отрезвляющею брагой.

Удивительно, но тема любви стала одной из основных именно в тот период, когда поэт начал величать себя хулиганом. В цикле стихов «Любовь хулигана» отчетливо слышатся мотивы мимолетности любви, ее недолговечности, но при этом чувство описывается как очень яркий момент в жизни, ради которого человек готов на все. Поэт использует вульгарную, грубую лексику, даже порой нецензурную. Несмотря на это, стихотворения этого периода полны чувства, глубокой боли, в них слышен крик души, жаждущей любви, потерянной и запутавшейся в житейской рутине.

С. Есенин и Шаганэ Нерсесовна Тальян

В зимние месяцы 1924/25 гг., когда Есенин жил в Батуми, он познакомился там с молодой женщиной, тогда учительницей русского языка – Шаганэ (Шагандухт) Нерсесовной Тальян (в замужестве Тертерян), они несколько раз встречались, Есенин подарил ей свой сборник с дарственной надписью. Но с его отъездом из Батуми знакомство оборвалось, и в последующие месяцы он никаких усилий к его возобновлению не прилагал, хотя имя Шаганэ вновь возникло в стихах, написанных в марте, а потом в августе 1925 г.

«Как-то в декабре 1924 года я вышла из школы и направилась домой. На углу я заметила молодого человека выше среднего роста, стройного, русоволосого, в мягкой шляпе и в заграничном макинтоше поверх серого костюма. Бросилась в глаза его необычная внешность, и я подумала, что он приезжий из столицы»

. На следующий день, уходя из школы, я опять увидела его на том же углу. Было пасмурно, на море начинался шторм. Мы поздоровались, и Есенин предложил пройтись по бульвару, заявив, что не любит такой погоды и лучше почитает мне стихи. Он прочитал «Шаганэ ты моя, Шаганэ. » и тут же подарил мне два листка клетчатой тетрадочной бумаги, на которых стихотворение было записано. Под ним подпись: «С. Есенин».

«Когда Есенин встречал меня в обществе других мужчин, например, моих коллег-преподавателей, то подходил сам, знакомился с ними, но уходил обязательно со мной. Всегда приходил с цветами, иногда с розами, но чаще с фиалками. Цветы сам очень любил». Одним из высших достижений любовной лирики Есенина является его знаменитый цикл «Персидские мотивы». В нем отразились впечатления от поездки поэта в Азербайджан.. Есенина интересуют различные оттенки и варианты любовного чувства: ревность, грусть, любовное томление, измена, любовные ласки.

В этом сборнике появляется лирический образ прекрасной персиянки, в чьих глазах герой «увидел море, полыхающее голубым огнем». Женский образ «Персидских мотивов» собирательный. Все героини цикла – Шаганэ, Гелия, Лала – прекрасны и удивительны, так же, как и их родина. Загадочная страна Персия привлекает Есенина и необычностью нравов, и экзотичностью природы, и загадочностью женщин. Но, восхищаясь удивительной Персией, лирический герой не перестает тосковать по родине. Поэтому в стихотворениях цикла появляется еще один образ – «рязанских раздолий»:

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Потому, что я с севера, что ли,

Я готов рассказать тебе поле,

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Потому, что я с севера, что ли,

Что луна там огромней в сто раз,

Как бы ни был красив Шираз,

Он не лучше рязанских раздолий.

Потому, что я с севера, что ли.

Я готов рассказать тебе поле,

Эти волосы взял я у ржи,

Если хочешь, на палец вяжи —

Я нисколько не чувствую боли.

Я готов рассказать тебе поле.

Про волнистую рожь при луне

По кудрям ты моим догадайся.

Дорогая, шути, улыбайся,

Не буди только память во мне

Про волнистую рожь при луне.

Шаганэ ты моя, Шаганэ!

Там, на севере, девушка тоже,

На тебя она страшно похожа,

Может, думает обо мне…

Шаганэ ты моя, Шаганэ.

Несмотря на разъедающую душу тоску, лирический герой всеми силами пытается погрузиться в любовь и с помощью нее возродиться очищенным и обновленным.Почему именно в объятиях персиянки хочет забыться лирический герой? Герой видит в персидских женщинах загадочность, некую неизведанную магическую власть. Это сказочные существа, чаровницы, способные заколдовывать.

Сергей Есенин и Софья Толстая.

Софья Толстая – еще одна несбывшаяся надежда Есенина создать семью. Она была младше Есенина на 5 лет. В начале 1925 года поэт познакомился с внучкой Льва Толстого Софьей. Как и большинство интеллигентных девиц того времени, она была влюблена в поэзию Есенина и немножко в самого поэта. 29-летний Сергей робел перед аристократизмом и невинностью Софьи. Однажды летом в липовой аллее в парке к ним подошла цыганка:

— Эй, молодой, красивый, дай денежку, судьбу узнаешь!

Есенин рассмеялся и достал деньги.

— Свадьба у тебя скоро будет, кучерявый! — рассмеялась цыганка.

Кольцо на счастье вынул попугай незадолго до его женитьбы на Софье Андреевне. Шутя, Сергей подарил это кольцо ей. Это было простое медное кольцо очень большого размера, и носить такое кольцо было трудно. Но Софья Андреевна смяла его и носила между двумя своими кольцами. Красоты от этого кольца не было никакой, однако она проносила его много лет, как заветный есенинский талисман.

В июле 1925 года состоялась скромная свадьба. Сонечка была готова, как и ее знаменитая бабушка, посвятить всю жизнь мужу и его творчеству.

Все было на удивление хорошо. У поэта появился дом, любящая жена, друг и помощник. Софья занималась его здоровьем, готовила его стихи для собрания сочинений. И была абсолютно счастлива.

А Есенин, встретив приятеля, отвечал на вопрос: «Как жизнь?» — «Готовлю собрание сочинений в трех томах и живу с нелюбимой женщиной». Любовь Софьи к Есенину была нелегкой. Эта женщина редкого ума и широкого сердца внесла в тревожную кочевую жизнь Сергея Есенина свет и успокоение. Но, видимо, было уже поздно. В конце декабря Есенин сбежал из Москвы в Ленинград, не сказав ни слова ни жене, ни друзьям.

«Потом я встретила Сергея. И поняла, что это большое и роковое. Как любовник он мне совсем не был нужен. Я просто полюбила его всего. Остальное пришло потом. Я знала, что иду на крест, и шла сознательно, потому что ничего в жизни не было жаль. Я хотела жить только для него. Я себя всю отдала ему. Я совсем оглохла и ослепла, и есть только он один. Если вы любите меня. то я прошу вас ни в мыслях, ни в словах никогда Сергея не осуждать и ни в чем не винить. Что из того, что он пил и пьяным мучил меня. Он любил меня, и его любовь все покрывала. И я была счастлива, безумно счастлива. Благодарю его за все, и все ему прощаю. И он дал мне счастье любить его. А носить в себе такую любовь, какую он, душа его родили во мне, – это бесконечное счастье».

Есенин продолжал жить жизнью, где всегда находилось место пьяным кутежам и любовным интрижкам с поклонницами. Одно из последних стихотворений Есенина «Видно, так заведено навеки».

«Что случилось? Что со мною сталось? Каждый день я у других колен», — писал он о себе. И отчего-то чувствовал свою скорую смерть:

«Я знаю, знаю. Скоро, скоро,

Ни по моей, ни чьей вине

Под низким траурным забором

Лежать придется так же мне».

Это писал 30-летний красавец, недавно женившийся на обожавшей его милой и умной девушке, поэт, чьи сборники разлетались прямо из типографии.

Все кончилось 28 декабря 1925 года в ленинградской гостинице «Англетер». Сергея Есенина нашли повесившимся на веревке от чемодана. Рядом было письмо, написанное кровью: «До свиданья, друг мой, до свиданья…»

Все его жены, кроме Айседоры, которая была в Париже, присутствовали на похоронах. Галина Бениславская застрелилась на могиле Есенина.

Такое количество женщин, сыгравших свою немаловажную роль в судьбе Сергея Есенина, вероятно, было предопределено свыше, ведь не будь их, возможно, и не состоялась бы та прекрасная любовная лирика Есенина, которой и по сегодняшний день восторгаются ценители Поэзии с большой буквы. И видимо, осознавая всё это, поэт пишет своё » много женщин меня любило, да и сам я любил не одну. «. Каждая любовная история в жизни поэта — это любовная лирика Есенина из тех же уст, но под новым углом, это ещё одна дверь в бесконечный мир вселенской любви. Посему не стоит воспринимать Есенина лишь как «поэта деревни», ведь любовная лирика Есенина также способна восхищать и возвышать душу, даруя ей настоящее счастье.

Женщин, любивших его, было много, а любви в его жизни было мало. Сам Есенин объяснял это так: «Как бы ни клялся я кому-либо в безумной любви, как бы я ни уверял в том же сам себя, — все это, по существу, огромнейшая и роковая ошибка. Есть нечто, что я люблю выше всех женщин, выше любой женщины, и что я ни за какие ласки и ни за какую любовь не променяю. Это — искусство…»

Творчество Сергея Есенина — отражение его жизни, его взглядов, его чувств.

Любовь к женщине, в которой чувственное начало всё больше просветляется и уравновешивается началом духовно-нравственным, сливается с внутренне преображённым чувством любви к Родине, природе, ко всему живому, к жизни в целом. Любовь помогает острее чувствовать жизнь, углубляется её философское звучание. Любовь для Есенина не только разлука, боль, страдания, но и радость, и полёт, и источник творчества.

Любовная тема в его стихотворениях звучит по-разному: от поэтичности и нежности до озлобленности и цинизма, но всегда предельно искренне.

Философичность любовной лирики- стихи о любви, написанные в последние годы жизни, проникнуты ненавистью и презрением ко всяческого рода неправде в человеческих отношениях, к расчетливому женскому лукавству, к любви без тепла, без верности, без чести.

Перо поэта обессмертило имена женщин, о которых мы бы вряд ли сегодня вспоминали.

Приложение 1 (анкетирование)

В ходе учебной проектно-исследовательской работы было проведено анкетирование среди учащихся 9-11 классов, учителей и родителей.

В опросе приняли участие 60 человек, которым было предложено ответить на такие вопросы, как:

Основополагающий вопрос «Всегда ли Поэт в России больше чем поэт? «

Учащиеся 9-11 классов

Проблемный вопрос Согласны ли вы с утверждением, что «С. Есенин -Дон Жуан»?

Учащиеся 9-11 классов

Учебный вопрос : Знаете ли вы адресатов любовной лирики С.Есенина?

Учащиеся 9-11 классов

Учебный вопрос Как вы оцениваете акт самоубийства Г. Бениславской на могиле С. Есенина?

Учащиеся 9-11 классов

Практическая часть- задания ЕГЭ по литературе

Прочитайте приведённое ниже произведение и выполните задания В8 — В12; С3, С4.

Письмо к женщине

Вы все, конечно, помните,

Приблизившись к стене,

Взволнованно ходили вы по комнате

В лицо бросали мне.

Нам пора расстаться,

Что вас измучила

Моя шальная жизнь,

Что вам пора за дело приниматься,

Катиться дальше, вниз.

Меня вы не любили.

Не знали вы, что в сонмище людском

Я был, как лошадь, загнанная в мыле,

Пришпоренная смелым ездоком.

Что я в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь, что не пойму —

Куда несет нас рок событий.

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

Когда кипит морская гладь,

Корабль в плачевном состоянье.

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Ну кто ж из нас на палубе большой

Не падал, не блевал и не ругался?

Их мало, с опытной душой,

Кто крепким в качке оставался.

Но зрело знающий работу,

Спустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

И я склонился над стаканом,

Чтоб, не страдая ни о ком,

У вас была тоска

В глазах усталых:

Что я пред вами напоказ

Себя растрачивал в скандалах.

Что в сплошном дыму,

В развороченном бурей быте

С того и мучаюсь,

Куда несет нас рок событий.

Теперь года прошли,

Я в возрасте ином.

И чувствую и мыслю по-иному.

И говорю за праздничным вином:

Хвала и слава рулевому!

В ударе нежных чувств.

Я вспомнил вашу грустную усталость.

Я сообщить вам мчусь,

И что со мною сталось!

Сказать приятно мне:

Я избежал паденья с кручи.

Теперь в Советской стороне

Я самый яростный попутчик.

Не мучил бы я вас,

Как это было раньше.

За знамя вольности

И светлого труда

Готов идти хоть до Ла-Манша.

Я знаю: вы не та —

С серьезным, умным мужем;

Что не нужна вам наша маета,

Ни капельки не нужен.

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

Вас помнящий всегда

В8. О пределите жанр стихотворения «Письмо к женщине»

В9.Обращаясь к любимой, лирический герой стихотворения использует фразу» И что-то резкое в лицо бросали мне.». Как называется этот приём?

В10. Укажите название стилистического приёма, заключающегося в использовании одинаковых гласных звуков, усиливающего выразительность художественной речи и рассчитанного на слуховое восприятие образа

Что я пред в а ми н а пок а з

В11. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом в первой строфе данного стихотворения.

1) риторическое восклицание

В12. Укажите размер (без указания стоп), которым написано стихотворение С.А. Есенина.

Для выполнения заданий С3 и С4 используйте бланк ответов №2.

Запишите сначала номер задания, а затем дайте прямой связный ответ на вопрос (примерный объём — 5-10 предложений).

Опирайтесь на авторскую позицию, при необходимости излагайте свою точку зрения. Аргументируйте ответ, опираясь на текст произведения.

Выполняя задание С4, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.

Ответы записывайте чётко и разборчиво, соблюдая нормы речи.

С3. В чём, по вашему мнению, секрет музыкальности и эмоциональной выразительности есенинского стихотворения?

С4. Кто из русских поэтов обращался к жанру любовного послания и в чём их произведения созвучны стихотворению С.А. Есенина?

Список использованной литературы:

Автобиографии // Есенин С. А. собр. Сочинений в 5 тт. том 5 – М.: 1968 С. 7-26

Азадовский К. «Последняя ночь» // Звезда 1995 №9 С. 127 – 139

Базанов о Есенине // Русская литература 1974 №4 С. 19-35

Березарк И. Штрихи и встречи – Л.: 1928 С. 41 – 52

Бланкоф Ж. Неизвестные автографы С. Есенина // Наше наследие 1990 — №3 С. 15-19

Белоусов В. Г. Персидские мотивы (о стихах С. Есенина) – М., 1968

Варшавский Л. Г. Хомчук Н. И. К биографии поэта. З. Райх и С. Есенин // Русская литература – 1976 №3 С. 160 – 170.

Васильева Г. Есенин и Айседора // Мир женщины 1997 №3 С. 28 – 30

Воспоминания о Сергее Есенине – М.: 1965

«…Горько видеть жизни край». С. Есенин и С. Толстая // Наше наследие 1995 №34 С. 59 – 69

Дункан И. Мандугал А. Р. Айседора и Сергей: фрагменты книги // ЛГ – досье 1993 №4 С. 3

Дюранти У. Сергей Есенин и Айседора Дункан в «Стойле Пегаса» // Русь – 1994 №11 С. 115 – 116

Есенин-Вольпин А. С. Есенина она любила, но меня любила больше // Литературная газета. 1996 – 24 января – (№4) С. 6

Есенин С. Воспоминания родных – М.: 1985

Есенин С. А. в воспоминаниях современников в 2 тт./ вступ. Статья сост. А. А. Козловский – М.: Худ. литер. 1987

Жарова А. Имя тонкое растаяло как звук // Мир женщины – 1998 №4 С. 15 – 17

Жизнь Есенина: Рассказывают современники /сост. С. П. Кошечкина – М.: Правда 1988.

Зайцев п. Н. Из воспоминаний о встречах с поэтом // Литературное обозрение 1996 №1 С. 15 – 22

Коробов В. Шесть женщин С. Есенина // Москвичка – 1998 №№5 – 10

Лескова Н. Девушка в белой накидке// Труд-7 – 2001 – 19 июля С. 10

Наумов Е. И. С. Есенин. Жизнь и творчество М – Л.: Просвещение 1965

Прокушев Ю. Л. Юность Есенина – М.: Московский рабочий 1963.

Сергеев А. Ты такая ж простая как все. А. Миклашевская и С. Есенин. Встреча, любовь, разлука. // Земля нижегородская – 1995 – 10 июня С. 13

Силов В. Без купюр: Есениана // Литературная Россия 1997 №33 С. 10

Сидорина Н. «Знак того что вместе нам сгореть (женщины в жизни С. Есенина) // Россия молодая – 1994 10 – 12 С 88 – 91

Холщевников В. Е. Стихотворение и поэзия – Л.: 1991 С. 247 – 255

Сергей Есенин, биография, жизнь и творчество http://ser-esenin.ru/

«Знакомый ваш Сергей Есенин» http:// esenin museum.ru/portfolios/ esenin

Поэзия С. Есенина — лирическая исповедь, его биография http://www.litra.ru/

2. Фотографии Анна Алексеевна Сардановская — — https://yandex.ru/

5. Фотографии Айседора Дункан-https://yandex.ru/

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 1735
  • 09.08.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

2323817 материалов.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.