Разработка урока литературы "Тема дома в лирике Есенина" с презентацией 6 класс
Разработка урока с презентацией
Урок литературы в 5 классе
Сергея Александровича Есенина.
Белышева Валентина Васильевна
МКОУ Михайловская СОШ
Чулымского района НСО
Тема урока: «Тема дома в лирике Сергея Есенина.
Цель урока: изучение стихотворений С. Есенина о родном крае
«Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.
Урок сопровождается показом презентации и просмотром видеоролика «На родине Есенина», прослушиванием аудиозаписи романса «Спит ковыль, равнина дорогая…» на стихи Есенина о Родине.
Сергей Александрович Есенин. Он единственный среди великих русских поэтов, творчество которого проникнуто «чувством Родины». Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве»
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Просторные рязанские поля были страной его детства, поэтому вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к Русской земле.
Запись в тетради темы урока и эпиграфа
2. Изучение статьи учебника о С. Есенине
(стр 49 – 50). Беседа по вопросам:
— Что говорит А.Н. Толстой о фамилии Есенина?
коренная русская фамилия, от корней – овсень, таусень, осень
— Кем были родители Есенина?
Эх вы, сани! Что за сани!
Звоны мерзлые осин.
У меня отец — крестьянин,
Ну, а я — крестьянский сын.
— Как прошло его детство?
Свободно, беззаботно, не был знаком с тяготами труда, среди полей, степей, его любили дед, бабушка.
Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.
— Когда у Есенина проявились поэтические наклонности?
— О чем его стихи? Почему они быстро принесли поэту известность?
О природе – о ней он пишет с любовью, о своей жизни, о горестях, о радостях, переживаниях, мечтах, о родителях, о родном доме, о родных местах
А теперь давайте отправимся на Родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново.
Родина великого поэта — старинное село Константиново — привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов. До наших дней сохранился родительский дом, в нем до 1955 года жила мать поэта — Татьяна Федоровна.
Просмотр видеоролика «На родине Есенина»
(музыкальное сопровождение – романс на стихотворение Есенина, в исполнении группы «Реликт» — «Спит ковыль…»)
4. Чтение и анализ стихотворений «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»
“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.
— А что называем мы своей «малой родиной»?
— Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.
— Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова.
Чтение стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»
— Каким годом датировано это стихотворение? (1924)
— Сколько прошло лет с момента написания предыдущего стихотворения?
— Что можно сказать об этом стихотворении?
— Каким настроением окрашены стихотворения? Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения?
(В.Я. Коровина CD-диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература. 5 класс»)
— Найдем центральные образы стихотворения «Я покинул родимый дом». Какие пейзажные картины помогают создать образ родины поэта? Какие выразительные средства помогают ярче представить эти образы?
Записать в тетради: эпитеты — родимый дом, голубая Русь, яблонный цвет, старый клен на одной ноге;
образ матери, отца, березняк над прудом, луна на воде.
— Какие картины представляются, когда читаешь 1 и 2 строфы?
— Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому?
Найдите в стихотворениях фразы, приемы, художественные средства, помогающие понять эти чувства?
— Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый ? Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый!
— Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имел в виду?
Старушка-мать грустит о сыне, глядя на спокойную гладь воды. Поседевший отец тоже ждет сына.
Герой испытывает чувство любви к родному дому, к родному краю, отцу, матери ( «родимый дом», «матери старой грусть», «не забыть мне тебя никогда», «еще мне снится», «полюбил журавлей») .
Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости.
Русь – для него родная деревня. Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями, что бы ни случилось в жизни героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому.
— Какой образ появляется в конце стихотворения «Я покинул родимый дом»?
Старый клен. (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен)
В стихотворении «Низкий дом…» поэт использует эпитеты: «Серенький ситец небес», «дешевеньким ситцем», «ракитник, кривой и безлистый», «тощие дали», «низкий дом»
Что помогают понять эти эпитеты?
Герой любит родные места, несмотря на то, что никаких особенных красот в них нет. Уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают почувствовать это отношение.
— Как начинается и заканчивается стихотворение «Низкий дом…»? Что этим хочет подчеркнуть поэт?
— Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:
Как бы я и хотел не любить,
Все равно не могу научиться,
И под этим дешевеньким ситцем
Ты мила мне, родимая выть.
(Показать свою верность идее: любви к родной земле).
5. Стихотворение «С добрым утром!»
Стихотворение на форзаце учебника.
Прочитать стихотворение выразительно. Сравнить стихотворение и пейзаж на картине Куинджи «Березовая роща».
Стихотворения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю.
Выучить одно из стихотворений наизусть.
Написать сочинение-миниатюру или стихотворение о родном доме, о своей малой родине.
Литература. 5 класс / В.Я. Коровина – М. Просвещение, 2008
И.И. Аркин Уроки литературы в 5-6 классах. – М.: Просвещение, 2001
Литература 5 класс. Поурочные планы ( по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др.). Автор-составитель И.В. Карасева – Волгоград: издательство «Учитель», 2003
«О вреде курения – языком математики».
На данном уроке учащиеся познакомятся с понятием «скульптура», с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности. Учитель рассказывает о способах выполнения скульптуры и применя.
Подробный конспект урока, проводимого в 6 классе. Цель — обобщение и систематезация знаний по теме.
Цель:знакомство учеников с Америкой и её культурой.
Разработка урока по ОБЖ на тему «Типы костров» в 6 классес презентацией. В нем рассматриваются типы костров, виды костров, способы разведения огня.
Урок биологии в 6 классе по теме «Организм как единое целое» разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина.
Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс. Обобщение в ходе командной игры позволяет активизировать учебно-познавательную активность, снять напряжение у ребят. Вс.