Главная » Блог » Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме: Разработка урока литературы - Тема дома в лирике Есенина - с презентацией 6 класс
Презентация на тему «Эпитеты И сравнения в лирике на»
24.01.2018
Презентация — Любовная лирика Сергея Есенина — 11 класс
24.01.2018

урок по лирике есенина 6 класс

Методическая разработка по литературе (6 класс) по теме:

Разработка урока литературы "Тема дома в лирике Есенина" с презентацией 6 класс

Разработка урока с презентацией

Скачать:

Предварительный просмотр:

Урок литературы в 5 классе

Сергея Александровича Есенина.

Белышева Валентина Васильевна

МКОУ Михайловская СОШ

Чулымского района НСО

Тема урока: «Тема дома в лирике Сергея Есенина.

Цель урока: изучение стихотворений С. Есенина о родном крае

«Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями».

  • познакомить с жизнью и творчеством Есенина;
  • познакомить с основной темой творчества Есенина – темой Родины, родного дома;
  • отрабатывать навыки художественного чтения поэтического произведения;
  • развивать речь, образное и эстетическое мышление;
  • воспитывать любовь к Родине через любовь к природе:
  • учить замечать красоту в обычном.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран.

Урок сопровождается показом презентации и просмотром видеоролика «На родине Есенина», прослушиванием аудиозаписи романса «Спит ковыль, равнина дорогая…» на стихи Есенина о Родине.

Сергей Александрович Есенин. Он единственный среди великих русских поэтов, творчество которого проникнуто «чувством Родины». Как писал сам поэт: «Чувство Родины – основное в моем творчестве»

К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. Просторные рязанские поля были страной его детства, поэтому вся красота родного края отлилась в стихи, полные любви к Русской земле.

Запись в тетради темы урока и эпиграфа

2. Изучение статьи учебника о С. Есенине

(стр 49 – 50). Беседа по вопросам:

— Что говорит А.Н. Толстой о фамилии Есенина?

коренная русская фамилия, от корней – овсень, таусень, осень

— Кем были родители Есенина?

Эх вы, сани! Что за сани!

Звоны мерзлые осин.

У меня отец — крестьянин,

Ну, а я — крестьянский сын.

— Как прошло его детство?

Свободно, беззаботно, не был знаком с тяготами труда, среди полей, степей, его любили дед, бабушка.

Сергей любил ходить с деревенскими мальчишками на ночное пасти лошадей, купаться, собирать ягоды, грибы и всегда любовался родной природой.

— Когда у Есенина проявились поэтические наклонности?

— О чем его стихи? Почему они быстро принесли поэту известность?

О природе – о ней он пишет с любовью, о своей жизни, о горестях, о радостях, переживаниях, мечтах, о родителях, о родном доме, о родных местах

А теперь давайте отправимся на Родину поэта, совершим заочное путешествие в село Константиново.

Родина великого поэта — старинное село Константиново — привольно раскинулось среди рязанских полей и лесов, в центре России, на высоком правом берегу Оки. Отсюда открывается необъятный простор заливных лугов. До наших дней сохранился родительский дом, в нем до 1955 года жила мать поэта — Татьяна Федоровна.

Просмотр видеоролика «На родине Есенина»

(музыкальное сопровождение – романс на стихотворение Есенина, в исполнении группы «Реликт» — «Спит ковыль…»)

4. Чтение и анализ стихотворений «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями»

“Малая родина” поэта была неиссякаемым источником вдохновения. Из рязанской деревни поэт уехал совсем молодым, жил в Москве, Петербурге, за границей, в родную деревню приезжал как гость. Именно разлука с родной землёй придала его стихам теплоту воспоминаний.

— А что называем мы своей «малой родиной»?

— Давайте прочитаем одно из стихотворений, обращённое к теме родного дома. «Я покинул родимый дом». Сначала обратим внимание на дату его создания: 1918 год.

— Сколько лет было Есенину?(23). Прошло 6 лет с тех пор, как поэт уехал из Константинова.

Чтение стихотворения «Низкий дом с голубыми ставнями…»

— Каким годом датировано это стихотворение? (1924)

— Сколько прошло лет с момента написания предыдущего стихотворения?

— Что можно сказать об этом стихотворении?

— Каким настроением окрашены стихотворения? Какое общее чувство объединяет эти два стихотворения?

(В.Я. Коровина CD-диск «Фонохрестоматия к учебнику Литература. 5 класс»)

— Найдем центральные образы стихотворения «Я покинул родимый дом». Какие пейзажные картины помогают создать образ родины поэта? Какие выразительные средства помогают ярче представить эти образы?

Записать в тетради: эпитеты — родимый дом, голубая Русь, яблонный цвет, старый клен на одной ноге;

образ матери, отца, березняк над прудом, луна на воде.

— Какие картины представляются, когда читаешь 1 и 2 строфы?

— Какие чувства испытывает лирический герой к родному краю, к родному дому?

Найдите в стихотворениях фразы, приемы, художественные средства, помогающие понять эти чувства?

— Почему поэт в качестве эпитета к слову дом использует прилагательное родимый ? Есть ли разница в значении прилагательных родной и родимый!

— Почему поэт пишет, что он «оставил Русь», значит ли это, что он уехал из России? Какую Русь поэт имел в виду?

Старушка-мать грустит о сыне, глядя на спокойную гладь воды. Поседевший отец тоже ждет сына.

Герой испытывает чувство любви к родному дому, к родному краю, отцу, матери ( «родимый дом», «матери старой грусть», «не забыть мне тебя никогда», «еще мне снится», «полюбил журавлей») .

Родной — прилагательное стилистически нейтральное, не окрашенное эмоционально. Эпитет родимый отражает чувство нежности и душевной близости.

Русь – для него родная деревня. Он постоянно вспоминает дом, родину; живет этими воспоминаниями, что бы ни случилось в жизни героя, он всегда возвращается мыслями к родному дому.

— Какой образ появляется в конце стихотворения «Я покинул родимый дом»?

Старый клен. (Клен – хранитель родного очага. 1924 год, май. Есенин приезжает домой и видит пепелище. И первое, что он предложил сестрам – посадить клен)

В стихотворении «Низкий дом…» поэт использует эпитеты: «Серенький ситец небес», «дешевеньким ситцем», «ракитник, кривой и безлистый», «тощие дали», «низкий дом»

Что помогают понять эти эпитеты?

Герой любит родные места, несмотря на то, что никаких особенных красот в них нет. Уменьшительно-ласкательные суффиксы помогают почувствовать это отношение.

— Как начинается и заканчивается стихотворение «Низкий дом…»? Что этим хочет подчеркнуть поэт?

— Во втором стихотворении поэт прямо говорит о любви, но это любовь, близкая к горькому душевному переживанию, к страданию, поэт уже не восхищается родиной так, как прежде, но любит ее еще больше:

Как бы я и хотел не любить,

Все равно не могу научиться,

И под этим дешевеньким ситцем

Ты мила мне, родимая выть.

(Показать свою верность идее: любви к родной земле).

5. Стихотворение «С добрым утром!»

Стихотворение на форзаце учебника.

Прочитать стихотворение выразительно. Сравнить стихотворение и пейзаж на картине Куинджи «Березовая роща».

Стихотворения пронизаны глубокой, через все невзгоды пронесенной любовью к отчему краю.

Выучить одно из стихотворений наизусть.

Написать сочинение-миниатюру или стихотворение о родном доме, о своей малой родине.

Литература. 5 класс / В.Я. Коровина – М. Просвещение, 2008

И.И. Аркин Уроки литературы в 5-6 классах. – М.: Просвещение, 2001

Литература 5 класс. Поурочные планы ( по учебнику-хрестоматии В.Я. Коровиной и др.). Автор-составитель И.В. Карасева – Волгоград: издательство «Учитель», 2003

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«О вреде курения – языком математики».

На данном уроке учащиеся познакомятся с понятием «скульптура», с видами и жанрами скульптуры, средствами художественной выразительности. Учитель рассказывает о способах выполнения скульптуры и применя.

Подробный конспект урока, проводимого в 6 классе. Цель — обобщение и систематезация знаний по теме.

Цель:знакомство учеников с Америкой и её культурой.

Разработка урока по ОБЖ на тему «Типы костров» в 6 классес презентацией. В нем рассматриваются типы костров, виды костров, способы разведения огня.

Урок биологии в 6 классе по теме «Организм как единое целое» разработан по Программе основного общего образования по биологии для 6 класса «Биология. Живой организм» авторов В.Б.Захарова, Н.И. Сонина.

Методическая разработка обобщающего урока по биологии в виде брей-ринга 6 класс. Обобщение в ходе командной игры позволяет активизировать учебно-познавательную активность, снять напряжение у ребят. Вс.