«Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина».
Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. А. Есенина.
1. Выявить особенности творений С. А. Есенина.
2. Дать ученикам возможность почувствовать предельную искренность и глубокий лиризм стихотворений С. Есенина, осознать быстротечность человеческого бытия на примере стихотворения «Отговорила роща золотая…».
3. Способствовать формированию у одиннадцатиклассников чувства любви к природе родного края на примере творчества великого поэта.
4. Подготовка к ЕГЭ.
1. Портрет С. Есенина.
2. Текст стихотворения «Отговорила роща золотая…».
3. Грамзапись романса Г. Пономаренко на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая…».
4. Распечатка КИМов в формате ЕГЭ для проверки знаний учащихся.
I. Вступительное слово учителя.
– Великий поэт, отражая и пересоздавая жизнь, творит не чисто художественный, а художественно-философский мир. Произведения С. А. Есенина, как и каждого большого писателя, – это оригинальная художественная философия, выявляющая в созданном им мире социально-политическое, нравственное, эстетическое, познавательное и ценностное отношение поэта ко всему сущему.
Такие философские мотивы, как смена поколений, мотив одиночества, духовного разлада, мотив быстротечности человеческого бытия, подведения жизненных и творческих итогов характерны для поздней лирики Есенина. Наиболее значимым представляется мотив быстротечности человеческого бытия и как следствие мотив подведения итогов, увядания, прощания с жизнью. Лирический герой воспринимает утрату юности, свежести, радости жизни спокойно, как должное. Недаром в этот период его творчества возникает образ-метафора «осень в природе» – «осень жизни» . Осень жизни – это период зрелости, готовности благодарно принять свой уход. Эта тема прослеживается в ряде стихотворений 20-ых годов: «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «По-осеннему кычет сова…», «Цветы мне говорят прощай…» и др.
Обратимся к одному из них, к стихотворению 1924 г. «Отговорила роща золотая…».
II. Реализация домашнего задания. Выразительное чтение наизусть стихотворения «Отговорила роща золотая…» одним их учащихся.
III. Анализ стихотворения. Беседа.
1. Какой образ возникает в первой строфе стихотворения? Каково настроение лирического героя? (В первой строфе дана обобщённая картина поздней осени, которая передаёт печальное настроение лирического героя.)
2. Каковы ключевые образы второй строфы? ( Во второй строфе содержится своеобразная формула жизненного пути человека:
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.)
3. Какой герой появляется в 3-ей строфе и как нарисованы в 3-ей и 4-ой строфах прошлое и настоящее? (В третьей строфе появляется одинокий герой («Стою один среди равнины голой…» – «один» и «голая» равнина – тавтология, вызывающая чувство предельного одиночества), который говорит о том, что ему «в прошедшем ничего не жаль».)
4. Почему именно «не жаль»? (В четвёртой строфе слова «Не жаль» повторяются ещё два раза:
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
Но эти настойчивые повторы не убеждают. Невозможно не жалеть тех лет, которые растрачены напрасно.)
5. Назовите кульминационные строки стихотворения. Каким настроением они проникнуты? Каков их философский смысл? (Кульминационны незабываемые строки стиха –
В саду горит костёр рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Кажется, в словах «никого не может» – высшая степень безысходности. Но здесь возникают другие, противоречащие этим отрицаниям слова, утверждающие, что роща не может отговорить навсегда, и человек не может не жалеть прошедшей молодости. Ничто не проходит бесследно:
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадёт трава.)
6. Какое сравнение содержится в предпоследней строфе и в чём его смысл? (И когда лирический герой сравнивает себя с облетевшей рощей («Как дерево роняет тихо листья, // Так я роняю грустные слова…»), мы понимаем, что эти стихи о том, что и его поэзии суждена жизнь, такая же вечная, как окружающей его природе, потому что на смену осени и зиме всегда приходит весна.)
7. Обратите внимание на слова:
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
Какая особенность есенинской пейзажной лирики в них заключена? Как называется этот приём? (В них заключена главная особенность есенинской пейзажной лирики. Осыпающаяся осенняя роща оказывается прямым двойником лирического «я» – человек и природа как бы прорастают друг в друге. Слитный образ человека-дерева здесь держится идеей «узловой завязи» (как любил говорить Есенин). И уход лирического героя также закономерен, как закономерно увядание и падение листьев с деревьев.
Стихотворение построено на своеобразном приёме – «олицетворении наоборот», когда то, что происходит с живым миром природы, отождествляется с состоянием человека.)
8. А какие строки возвращают нас к началу стихотворения? Как их можно истолковать? (Строки «Как дерево…слова» возвращают нас к началу стихотворения. «Роща золотая» – это и сам поэт, и его поэзия, потому и «не обгорят рябиновые кисти, не пропадет трава».)
9. Каково внутреннее состояние лирического героя в последней строке? С каким логическим ударением звучат начальные и заключительные строки стихотворения? (С жизнью поэт прощается «негромко, вполголоса». В начале стихотворения фраза «отговорила роща золотая» звучит с логическим ударением на слове «отговорила», а в заключительной строфе возникает иной акцент.
Скажите так… что роща, золотая
Отговорила милым языком.
Логическое ударение теперь падает на «милый» – то есть на то слово, которое хочется услышать от людей.)
9. Какой композиционный приём использован для построения стихотворения? (Есенин использует характерный для лирики его зрелого творчества приём кольцевой композиции, который придаёт переживанию, выраженному в стихе, завершённую форму – повторение начальных и завершающих строк в изменённом виде, когда варьируется вторая часть кольца. Такое движение мысли и переживания логически вытекает из всего предшествующего развития темы, становится ответом на поставленный в начале вопрос, объясняет её или опровергает высказанный ранее тезис:
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком…
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.)
IV. Заключительное слово учителя с элементами беседы.
– Итак, о чем это стихотворение? Это пейзажная зарисовка или философское осмысление быстротечности жизни? Чтобы ответить на эти вопросы, посмотрим на дату создания стихотворения: 1924 год.
Поэту скоро 30. Как многие поэты, Есенин пророчески предвидит скорую гибель. И вот он подводит итоги. Это прощальное стихотворение, как мы понимаем.
– Кем чувствует себя поэт? Странником, остановившимся на дороге жизни. А еще осенней рощей. Поэт и роща – двойники, как бы прорастающие друг в друга. Очеловечивать окружающий мир умеют все поэты, этот прием называется олицетворением. А Есенин ощущал себя деревом, травой, месяцем. Это уникальное явление в поэзии, исследователи этот новаторский прием назвали «олицетворение наоборот». Только Есенин мог сказать:
Облетает моя голова,
Куст волос золотых вянет…
Есенин даже шутил над своей фамилией: «Во мне живут осень и ясень». И вот когда мы поняли главный образ стихотворения, становится понятным, почему «отговорила роща золотая и березовым, веселым языком». Открывается смысл последних строк:
…Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сметет их все в один ненужный ком…
– Что сметет? Стихи, конечно.
Скажите так, что роща золотая
Отговорила милым языком.
В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своём творчестве ( рожа золотая – золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья – слова – строки – стихи ). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.
Как видим, финал в стихотворении Есенина пушкинский. Вспомните, Пушкин за год до смерти пишет в знаменитом «Памятнике»:
И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал…
…Скажите так, что роща золотая
отговорила милым языком.
– Итак, можно ли это стихотворение отнести к философской лирике? (Конечно, это стихотворение философское, в основе которого – осмысление быстротечности жизни, её соотнесённости с жизнью природы, с периодами расцвета и увядания.)
V. Подведение итогов урока. Проверочная работа в формате ЕГЭ. Выполняются задания тестовые задания А8 – А 14 и В 7 – В 12. А часть С 2 даётся в качестве домашнего задания.
Прочитайте приведенное ниже стихотворение и
выполните задания A8 – A14; B7 – B12; C2.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветер в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая
Отговорила милым языком.
При выполнении заданий А8 – А14 в бланке регистрации и ответов № 1 под кодом выполняемого вами задания поставьте знак « × » в клеточку, номер которой соответствует номеру выбранного вами ответа.
Творческая биография С.А. Есенина охватывает
рубеж XIX – ХХ веков
10-е – 20-е годы ХХ века
30-е – 40-е годы ХХ века
50-е годы ХХ века
Творчество С.А. Есенина связано с таким поэтическим течением, как
Какое из приведенных высказываний отнесено к поэзии С.А. Есенина?
«Еще чуть не юношей он заявил, что может быть «от мяса бешеный» и может быть безукоризненно нежный, не мужчина, а «облако в штанах». Таким и остался на всю жизнь». А.Михайлов.
«Первое видение романтической любви – образ нездешней Возлюбленной. Любимая является поэту в неземном, таинственном озарении… Поэт называет ее (…) Лучезарной, Ясной, Светлой, Златокудрой, Недостижимой, Святой». В.Жирмунский
«Много раз отмечали исключительное его свойство отличать живую душу во всем вокруг; в березе, которая шепчет поэту слова о покинувшем возлюбленном, в цветах, с которыми поэт «выпил бы на ты», ветре, который может быть и «серебряным», и «косматым», – во всем, что дышит, движется, растет и селится на земле». М.Щеглов.
«Велика земная любовь» – вот движущее начало… лирики (поэта). В одном из стихотворений любовь названа «пятым временем года». Из этого необычного, пятого времени увидены все остальные четыре, обычные… Мир открывается в дополнительной реальности: «ведь звезды были крупнее, ведь пахли иначе травы». Н.Скатов.
Одной из главных особенностей есенинской поэзии является
Кто из художников «нового времени» являлся главным политическим и поэтическим оппонентом С.А. Есенина?
Стихотворение С.А. Есенина «Отговорила роща золотая…» по своей тематике близко такому произведению автора, как
«Гой ты, Русь моя родная…»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ…»
«Не жалею, не зову не плачу…»
К какому жанру может быть отнесено стихотворение «Отговорила роща золотая…»?
При выполнении заданий В7 – В12 запишите ваш ответ в бланк ответов №1 справа от номера соответствующего задания, начиная с первой клеточки. Ответ необходимо дать в виде слова или словосочетания. Каждую букву пишите в отдельной клеточке разборчиво. Слова пишите без пробелов, знаков препинания и кавычек.
Назовите тип композиции, характеризующийся финальным возвращением к исходной мысли, образу («отговорила роща золотая» – «роща золотая отговорила милым языком»).
Как называется прием «очеловечивания», одушевления образов неживой природы, к которому прибегает Есенин в своем стихотворении («отговорила роща», «грезит конопляник»)?
Укажите средство художественной выразительности, основанное на переносе свойств одних предметов или явлений на другие («души сиреневая цветь», «костер рябины красной»).
К какому приему, усиливающему эмоциональность лирического высказывания, прибегает поэт в начале двух первых строк 4 строфы стихотворения?
Как называется фонетический прием, основанный на повторе гласных звуков и придающий стиху особую музыкальность (« о тг о в о рил а р о щ а з о л о т ая »)?
Определите размер, которым написано стихотворение С.А.Есенина «Отговорила роща золотая…».
Для выполнения задания С2 используйте бланк ответов № 2. Запишите сначала номер задания, а затем дайте связный ответ на вопрос в объеме 8 –10 предложений.
Что указывает на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?
VI. Рефлексия. Прослушивание романса Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая» в грамзаписи.
1. Письменно ответить на вопрос КИМа ЕГЭ: «Что указывает на принадлежность есенинского стихотворения к философской лирике и в каких произведениях русских поэтов звучат схожие мотивы?»
2. Прочитать стихи С. Есенина из цикла «Персидские мотивы», тексты принести на урок.
Индивидуальное задание. Подготовить выразительное чтение стихов С. Есенина:
«Улеглась моя былая рана…»
«Свет вечерний шафранного края…»
«Золото холодное луны…»
«Голубая родина Фирдоуси»
«Никогда я не был на Босфоре…»
«Шаганэ ты моя, Шаганэ. »
«В Хорасане есть такие двери…»
«Руки милой – пара лебедей…»
«Голубая да веселая страна…»
Тема урока: Рассказ А.П.Чехова «Хамелеон»Цель урока:1. Познакомить учащихся с живой картиной нравов в рассказе А.П.Чехова «Хамелеон»2. Попытаться .
Разработка практического урока с презентацией по теме:»Вышивка крестом.Разновидности болгарского креста».Отработка практических упражнений и закрепление пройденного материала в первой части урока по д.
План-конспект открытого урока по английскому языку в 5б классе. Урок проведен 21.02.2008 г. по учебнику Климентьва Т., Монк Б., “Happy English” — 5-6 кл. UNIT 9. Учитель — Багдасарян Сусанна Гео.
План-конспект открытого урока по английскому языку в 6б классе. Урок проведен 5.10.2012 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” — 5-6 кл. UNIT 5, Section 2. Учитель — Багдасарян Сусанна.
План-конспект открытого урока по английскому языку в 8а классе. Урок проведен 4.10.2010 г. по УМК Биболетовой М.З. и др., “Enjoy English” — 8 кл. UNIT 1, Section 5. Учитель — Багдасарян Сусанна Г.
В данном материале дана разработка открытого урока на тему «предприниматель и мотивация его деятельности. Предпринимательский доход» и презентация к данному уроку. И План-конспект урока в 5 классе на .
«Развитие и поддержка талантливых и одаренных детей в системе воспитания и дополнительного образования детей.