Главная » Блог » Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему: н
Раннее мотивы лирики есенина
24.01.2018
Основные мотивы поэзии С
24.01.2018

есенин 11 класс лирика

Презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему:

С.Есенин. Лирика. 11 класс

Презентация предназначенена для изучения лирики С.Есенниа по учебнику Русский язык и литература 11 класс под ред. Т.Ф.Курдюмовой

Скачать:

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Сергей Есенин. Лирика

В лирике 1910-1913 годов выражена любовь ко всему живому, к жизни, к родине. Природа для Есенина – чудесный и необъятный храм, в котором всё прекрасно. С добрым утром! Задремали звезды золотые, Задрожало зеркало затона, Брезжит свет на заводи речные И румянит сетку небосклона. Улыбнулись сонные березки, Растрепали шелковые косы. Шелестят зеленые сережки, И горят серебряные росы. У плетня заросшая крапива Обрядилась ярким перламутром И, качаясь, шепчет шаловливо: «С добрым утром!» В любви к природе – исток есенинского чувства родины. Этим чувством проникнут сборник «Радуница» («Гой ты, Русь, моя родная…», «В хате», «Дед» и др.). Русь – воплощение рая.

Литературовед С.П.Кошечкин писал: «В его сердце Россия входила таинственным шорохом трав, звоном колокольчика во ржи… Есенинская любовь к родной земле естественна, как дыхание. Она –свет, который изнутри освещает почти каждое его стихотворение… это не просто чувство – это его философия жизни, краеугольный камень его миропонимания….»

1918 г. – появление книги « Голубень ». Образ Руси – храм. Православное восприятие родины проявилось в стихотворении «Запели тёсаные дороги» Запели тесаные дроги, Бегут равнины и кусты. Опять часовни на дороге И поминальные кресты. Опять я теплой грустью болен От овсяного ветерка, И на известку колоколен Невольно крестится рука. О Русь, малиновое поле И синь, упавшая в реку, Люблю до радости и боли Твою озерную тоску. Холодной скорби не измерить, Ты на туманном берегу. Но не любить тебя, не верить — Я научиться не могу. И не отдам я эти цепи, И не расстанусь с долгим сном, Когда звенят родные степи Молитвословным ковылем.

Постепенно гармонический лирический герой начинает меняться, у него появляется мятежный двойник – «грешник», «бродяга», «черный человек». «Куда нас несет рок событий?» — вопрос, который волнует поэта. Есенин страдает. Взлеты и падения поэта сродни с судьбой России.

Преодолеть конфликт с послереволюционной действительностью, пережить свою «ненужность» помогло Есенину философское восприятие происходящего. Тема жизненного пути, неизбежной смены его этапов, принятие жизни во всех ее проявлениях нашла отражение в стихотворении «Не жалею, не зову, не плачу» (1921) Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст. О моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств. Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя! иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.

Как ни метался поэт Россия всегда была для него единственной и постоянной любовью. Есенинская песнь родине – диалог лирического героя с миром русской природы. Природа слита с человеком, с его настроением, с его мыслями и чувствами. Природа одушевлена, многоцветна, многокрасочна. Любимые цвета – синий и голубой – усиливают ощущение необъятности просторов. Эпитеты, метафоры, сравнения помогают глубже раскрыть поэтическое образы лирики Есенина.

Любовь захватывает лирического героя. Но в отношениях нет безмятежности. В стихотворении «Письмо к женщине» — тема ушедшей любви, которую уже невозможно вернуть. Личная драма сопряжена с внутренним одиночеством лирического героя. Любимая! Меня вы не любили. Не знали вы, что в сонмище людском Я был, как лошадь, загнанная в мыле, Пришпоренная смелым ездоком.

Стихи последних лет трагичны; все сильнее чувствует себя ненужным: « В своей стране я словно иностранец» Об этом стихотворения «Русь уходящая», «Русь советская». Русь уходящая Мы многое еще не сознаем, Питомцы ленинской победы, И песни новые По-старому поем, Как нас учили бабушки и деды. Друзья! Друзья! Какой раскол в стране, Какая грусть в кипении веселом! Знать, оттого так хочется и мне, Задрав штаны, Бежать за комсомолом. Я уходящих в грусти не виню, Ну где же старикам За юношами гнаться? Они несжатой рожью на корню Остались догнивать и осыпаться…

Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь оставит дом. О всех ушедших грезит коноплянник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветер в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь . В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава. Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком. Скажите так. что роща золотая Отговорила милым языком.

«Отговорила роща золотая» – печальные раздумья поэта о смысле всего сущего и в своей судьбе, о подчиненности человеческого существования законам природы. Образ осени – пора тишины, ярких красок – ассоциация с закатной порой человеческой жизни. Мотив увядания, ощущение приближения последних дней. Символична цветовая гамма: «роща золотая» – человеческая жизнь, «сиреневая цветвь » – весна человека, «Рябина красная» – костер жизни человека.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный материал представляет собой конспект урока, презентацию, материалы для анализа учащихся. Целесообразно сипользовать на уроках по изучению творчества Есенина в 11 классе.

Разработка урока литературы для 5 класса по стихотворению. С. Есенина «Я покинул родимый дом» Тема: “Малая родина в лирике С. А. Есенина. Стихотворение “Я покинул родимый дом . ”.

План-конспект урока литературы в 11 классеТема: Все равно остался я поэтом золотой бревенчатой избы. (Тема Дома в лирике С. Есенина).Цели: Показать в развитии художественный образ Дома в творчестве С.

Цель урока: · Познакомить детей со стихотворениями С. Есенина «Я покинул родимый дом», «Низкий дом с голубыми ставнями», «Ты запой мне ту песню, что прежде…».

Представлен конспект урока литературы в 11 классе по творчеству С.А. Есенина.