Автор презентации: Кузьменко Татьяна Ивановна
Из всей многообразной русской лирики начала XX века трудно выделить более яркое творчество, чем творчество
С. Есенина. Его произведения представляются переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным патриотизмом, благоговением перед чудесной природой, страстной любовью к Родине.
В творчестве Есенина трудно выделить философскую лирику, отделить ее от лирики пейзажной, любовной, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами любви к женщине, родной земле, с темой любования природой, ее красотой и гармонией.
А ведь именно взаимоотношения человека и Вселенной составляют предмет философских раздумий. Философия Есенина рождается не из отвлеченных размышлений — она является, скорее, результатом прозрения, прочувствования, острого ощущения краткости человеческого существования в мире и неразрывной связи мира и человека.
В ранней лирике Есенина человек и мир гармонично связаны, между ними нет противоречия, конфликта. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа» (1918). Оно развивается в двух планах: береза — девушка. Читатель так и не узнает о ком это стихотворение — о березе или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Берёзка в русской поэзии — символ красоты, стойкости, юности; она светла и целомудренна.
О тонкая березка,
Что загляделась в пруд?
•Что шепчет тебе ветер?
О чем звенит песок?
Иль хочешь в косы-ветви
Ты лунный гребешок? • •Открой, открой мне тайну
Твоих древесных дум,
Я полюбил — печальный
Твой предосенний шум. • •И мне в ответ березка:
«О любопытный друг,
Сегодня ночью звездной
Здесь слезы лил пастух. • •Луна стелила тени,
За голые колени
Он обнимал меня. •
И так, вдохнувши глубоко,
Сказал под звон ветвей:
„Прощай, моя голубка,
До новых журавлей“».
Все в мире связано, все наполнено единым жизнетворным началом. Природа для Есенина — храм, и человек в нем — богомолец и странник. Преобладающий мотив этих лет — радостное приятие жизни и своего места в ней, ощущение ее полноты и одухотворенности, гармония и взаимопонимание с миром в его различных и всегда живых проявлениях:
Я п Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина. Человек — странник и гость на земле, будь то странник-богомолец, бродяга или просто утративший все связи с прошлым человек.
«Только гость я, гость случайный
На полях твоих, земля!»
(«Там, где вечно дремлет тайна. ») — говорит поэт.
Образ дороги — один из самых частых в его лирике — представляет собой метафору жизненного пути человека, в его скоротечности и непрестанном движении. Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром .
Дом, который человек покидает для странствий — каликой, богомольцем или «бродягою и вором», — все равно существует, хотя бы в его памяти, как связующая нить между ним и его прошлым, его корнями, тем, что ему близко и дорого. Наряду с уходом в новое странствие мотив возвращения домой, как метафора завершения жизни, служит залогом возвращения всего в мире на круги своя, цикличности бытия.
Отговорила роща золотая
Березовым, веселым языком,
И журавли, печально пролетая,
Уж не жалеют больше ни о ком.
Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —
Пройдет, зайдет и вновь покинет дом.
О всех ушедших грезит конопляник
С широким месяцем над голубым прудом.
Стою один среди равнины голой,
А журавлей относит ветром в даль,
Я полон дум о юности веселой,
Но ничего в прошедшем мне не жаль.
Не жаль мне лет, растраченных напрасно,
Не жаль души сиреневую цветь.
В саду горит костер рябины красной,
Но никого не может он согреть.
Не обгорят рябиновые кисти,
От желтизны не пропадет трава,
Как дерево роняет тихо листья,
Так я роняю грустные слова.
И если время, ветром разметая,
Сгребет их все в один ненужный ком.
Скажите так. что роща золотая.
Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаше всего в лирике ощущается глубоко осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу. », «Мы теперь уходим понемногу. » и др.).
•«Не жалею, не зову, не плачу. » (1922) — одна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникну то лиризмом, предельной душевной открытостью, изобилует «земными» образами, выписанными ярко и сочно Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIХ века («о моя утраченная свежесть») и типично есенинское народно-человеческое «буйство глаз и половодье чувств». Содержание стихотворения и конкретно, и условно одно- временно. Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца», «весенней гулкой ранью») — образ мифологический, символический — образ розового коня. Розовый конь — символ восхода, весны, радости, жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения — благодарственная песнь, благословение всего живого.
В зрелом творчестве поэта все большее место занимает мотив предчувствия смерти, подведения итогов пройденного пути. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» и «Отговорила роща золотая…» — яркие образцы того, как через взаимные уподобления человеческого и природного лирический герой приходит к примирению с неизбежным уходом и к благодарному приятию жизни.
астух, мои палаты —
Межи зыбистых полей,
По горам зеленым — скаты
С гарком гулких дупелей.
Вяжут кружево над лесом
В желтой пене облака.
В тихой дреме под навесом
Слышу шепот сосняка.
Светят зелено в сутемы
Под росою тополя.
Я — пастух; мои хоромы —
В мягкой зелени поля.
Говорят со мной коровы
На кивливом языке.
Кличут ветками к реке.
Позабыв людское горе,
Сплю на вырублях сучья.
Я молюсь на алы зори,
Причащаюсь у ручья.
Слайд 2Из всей многообразной русской лирики начала XX века трудно выделить более яркое творчество, чем творчество С. Есенина. Его произведения представляются переплетением различных тем, мотивов, образов, объединенных необыкновенным патриотизмом, благоговением перед чудесной природой, страстной любовью к Родине.
Слайд 3В творчестве Есенина трудно выделить философскую лирику, отделить ее от лирики пейзажной, любовной, посвященной России. Философские мотивы переплетаются в его поэзии с мотивами любви к женщине, родной земле, с темой любования природой, ее красотой и гармонией. А ведь именно взаимоотношения человека и Вселенной составляют предмет философских раздумий. Философия Есенина рождается не из отвлеченных размышлений — она является, скорее, результатом прозрения, прочувствования, острого ощущения краткости человеческого существования в мире и неразрывной связи мира и человека.
Слайд 4В ранней лирике Есенина человек и мир гармонично связаны, между ними нет противоречия, конфликта. Примером полного взаимопроникновения природы и человека может служить стихотворение «Зеленая прическа» (1918). Оно развивается в двух планах: береза — девушка. Читатель так и не узнает о ком это стихотворение — о березе или о девушке. Потому что человек здесь уподоблен дереву — красавице русского леса, а она — человеку. Берёзка в русской поэзии — символ красоты, стойкости, юности; она светла и целомудренна.
Слайд 5Зеленая прическа, Девическая грудь. О тонкая березка, Что загляделась в пруд? Что шепчет тебе ветер? О чем звенит песок? Иль хочешь в косы-ветви Ты лунный гребешок? Открой, открой мне тайну Твоих древесных дум, Я полюбил — печальный Твой предосенний шум. И мне в ответ березка: «О любопытный друг, Сегодня ночью звездной Здесь слезы лил пастух. Луна стелила тени, Сияли зеленя. За голые колени Он обнимал меня. И так, вдохнувши глубоко, Сказал под звон ветвей: „Прощай, моя голубка, До новых журавлей“».
Слайд 6Я пастух, мои палаты — Межи зыбистых полей, По горам зеленым — скаты С гарком гулких дупелей. Вяжут кружево над лесом В желтой пене облака. В тихой дреме под навесом Слышу шепот сосняка. Светят зелено в сутемы Под росою тополя. Я — пастух; мои хоромы — В мягкой зелени поля. Говорят со мной коровы На кивливом языке. Духовитые дубровы Кличут ветками к реке. Позабыв людское горе, Сплю на вырублях сучья. Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья. Все в мире связано, все наполнено единым жизнетворным началом. Природа для Есенина — храм, и человек в нем — богомолец и странник. Преобладающий мотив этих лет — радостное приятие жизни и своего места в ней, ощущение ее полноты и одухотворенности, гармония и взаимопонимание с миром в его различных и всегда живых проявлениях:
Слайд 7Мотив странничества — один из ключевых для всего творчества Есенина. Человек — странник и гость на земле, будь то странник-богомолец, бродяга или просто утративший все связи с прошлым человек. «Только гость я, гость случайный На полях твоих, земля!» («Там, где вечно дремлет тайна. ») — говорит поэт.
Слайд 8Образ дороги — один из самых частых в его лирике — представляет собой метафору жизненного пути человека, в его скоротечности и непрестанном движении. Мотив дороги, жизненного пути дополняется мотивом дома, примиряющим, роднящим человека с миром .
Слайд 9Дом, который человек покидает для странствий — каликой, богомольцем или «бродягою и вором», — все равно существует, хотя бы в его памяти, как связующая нить между ним и его прошлым, его корнями, тем, что ему близко и дорого. Наряду с уходом в новое странствие мотив возвращения домой, как метафора завершения жизни, служит залогом возвращения всего в мире на круги своя, цикличности бытия.
Слайд 10Отговорила роща золотая Березовым, веселым языком, И журавли, печально пролетая, Уж не жалеют больше ни о ком. Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник — Пройдет, зайдет и вновь покинет дом. О всех ушедших грезит конопляник С широким месяцем над голубым прудом. Стою один среди равнины голой, А журавлей относит ветром в даль, Я полон дум о юности веселой, Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно, Не жаль души сиреневую цветь. В саду горит костер рябины красной, Но никого не может он согреть. Не обгорят рябиновые кисти, От желтизны не пропадет трава, Как дерево роняет тихо листья, Так я роняю грустные слова. И если время, ветром разметая, Сгребет их все в один ненужный ком. Скажите так. что роща золотая.
Слайд 11Поэзия Есенина последних, самых трагических лет (1922-1925) отмечена стремлением к гармоническому мироощущению. Чаше всего в лирике ощущается глубоко осмысление себя и Вселенной («Не жалею, не зову, не плачу. », «Мы теперь уходим понемногу. » и др.).
Слайд 12«Не жалею, не зову, не плачу. » (1922) — одна из вершин есенинской поэзии. Это стихотворение проникну то лиризмом, предельной душевной открытостью, изобилует «земными» образами, выписанными ярко и сочно Удивительно соседство фразы из поэтической лексики XIХ века («о моя утраченная свежесть») и типично есенинское народно-человеческое «буйство глаз и половодье чувств». Содержание стихотворения и конкретно, и условно одно- временно. Рядом с поэтическими деталями земного мира («белых яблонь дым», «страна березового ситца», «весенней гулкой ранью») — образ мифологический, символический — образ розового коня. Розовый конь — символ восхода, весны, радости, жизни. Но и реальный крестьянский конь на заре становится розовым в лучах восходящего солнца. Суть этого стихотворения — благодарственная песнь, благословение всего живого.
Слайд 13Не жалею, не зову, не плачу, Все пройдет, как с белых яблонь дым. Увяданья золотом охваченный, Я не буду больше молодым. Ты теперь не так уж будешь биться, Сердце, тронутое холодком, И страна березового ситца Не заманит шляться босиком. Дух бродяжий! ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст О, моя утраченная свежесть, Буйство глаз и половодье чувств! Я теперь скупее стал в желаньях, Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне. Все мы, все мы в этом мире тленны, Тихо льется с кленов листьев медь. Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
Слайд 14В зрелом творчестве поэта все большее место занимает мотив предчувствия смерти, подведения итогов пройденного пути. Стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» и «Отговорила роща золотая…» — яркие образцы того, как через взаимные уподобления человеческого и природного лирический герой приходит к примирению с неизбежным уходом и к благодарному приятию жизни.
Слайд 15 Стихотворение, которое можно назвать итоговым — «Цветы мне говорят: прощай…» (1925)
Слайд 16Это стихотворение повторяет и суммирует все философские прозрения поэта, всю сложность и гармоничность бытия. Оно построено на антитезах: любви и разлуки, смерти и полноты жизни, цикличности и неповторимости. В то же время в нем нет непримиримых противоречий, оно полно гармонии; все крайности разрешаются в вечности и разнообразии бытия. Смерть сулит разлуку со всем, что дорого герою на земле: «Я навеки не увижу ее лицо и отчий край». Однако он приемлет смерть как лишь еще одно закономерное проявление жизни: И эту гробовую дрожь Как ласку новую приемлю.
Слайд 17Поэзия Есенина, к какому бы периоду — раннему или зрелому — она ни относилась, всегда оставляет у читателя ощущение гармонии бытия, щедрого разнообразия жизни с ее радостями и тревогами, весной и осенью. Она оставляет ощущение ценности каждой жизни во Вселенной, острое и живое чувство связи человека со всем живущим, со всем, что его окружает.
Слайд 18Уйдя из жизни в 30 лет, С.А.Есенин оставил нам чудесное поэтическое наследство. И пока живет земля, Есенину — поэту суждено жить с нами и воспевать всем существом в поэте шестую часть земли с названием кратким «Русь».
Слайд 19Я последний поэт деревни, Скромен в песнях дощатый мост. За прощальной стою обедней Кадящих листвой берез. Догорит золотистым пламенем Из телесного воска свеча, И луны часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час. На тропу голубого поля Скоро выйдет железный гость. Злак овсяный, зарею пролитый, Соберет его черная горсть. Не живые, чужие ладони, Этим песням при вас не жить! Только будут колосья-кони 0 хозяине старом тужить. Будет ветер сосать их ржанье, Панихидный справляя пляс. Скоро, скоро часы деревянные Прохрипят мой двенадцатый час!
Слайд 20Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным: Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть.
Слайд 21СЕРГЕЙ ЕСЕНИН. Стихотворения. — Новосибирск: «Детская литература», 1995. — 192 с. http://www.diary.ru/
Feuerstrom/p193320199.htm?oam http://www.seznaika.ru/literatura/referaty/8057-filosofskie-motivi-liriki-esenina Источники
Все права на материалы, находящиеся на сайте, принадлежат их авторам. Все презентации были собраны из открытых источников.