Главная » Блог » Разработка урока по литературе на тему С
Сочинение на тему: Природа и Родина в лирике Есенина
24.01.2018
Притягательная сила поэзии Есенина
24.01.2018

разработка, урока, литературе, тему, есенин, мотивы, кабацкой, горечи, покаяния, бунта, одиночества, стремления, найти, копрамис, новой, жизнью, крах, класс

Разработка урока по литературе на тему » С. Есенин . Мотивы кабацкой горечи , покаяния, бунта, одиночества, стремления найти копрамис с новой жизнью и ее крах » 11 класс

Цель: выделить в творчестве Есенина мотивы грусти, горечи, внутренних противоречий, желание найти компромисс с новой жизнью через изучение, чтение и анализ стихов поэта; почувствовать душевную борьбу, сердечную боль по поводу основ жизни и человеческих ценностей.

Задачи: 1. обучающая — знать биографию и творчество Есенина, мотивы и темы стихов;

2. развивающая – уметь анализировать стихи, выделять главное, тему, идею;

3. воспитательная – воспитывать высокие моральные и нравственные ценности,

доброту, отзывчивость, долг, честь, совесть.

Оборудование: презентация, сборник стихов.

Методы и приёмы: слово учителя, сообщения учащихся, ИКТ, чтение и анализ стихов.

М.Горький: «С.Есенин не столько человек, сколько орган, созданный природой исключительно для поэзии, для выражения неисчерпаемой «печали полей», любви ко всему живому в мире и милосердия, которое — более всего иного – заслуженно человеком».

С.Есенина представлять не надо. Это самый читаемый поэт в России.

Почему С.Есенин – национальный поэт? (отвечают учащиеся)

Есенин — единственный среди русских великих лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Всё, написанное им, проникнуто «чувством родины». Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моём творчестве». Заметим, не «тема», а «чувство». Например, в стихотворении «Гой ты, Русь моя родная!» рисуется образ родины – рая

(учащийся читает стихотворение. Текст на экране).

С.Есенин народный – национальный поэт не только потому, что он родился в самой что ни на есть российской деревне, что писал о родной природе, что язык его стихотворений прост и понятен, но и потому, что каждый человек России хоть однажды переживал те же чувства, что и Есенин, он выразил национальный характер, национальные настроения, мечты, сомнения, надежды.

Прочитаем его автобиографию, написанную им незадолго до его смерти, в октябре 1925г. (Учащиеся читают текст «О себе». Текст на каждой парте).

Родился в 1895 году, 21 сентября, в Рязанской губернии. Рязанского уезда, Кузьминской волости, в селе Константинове.

С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти всё моё детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трёх с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать.

Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка ,бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками ,и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну, куда ты годишься. » «Стерва» у него было слово ласкательное . После, лет восьми, другому дяде я честно заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утками. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка, иногда, сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: « Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ. По субботам меня мыли, стригли ногти и гарным маслом гофрили голову, потому что ни один гребень не брал кудрявых волос. Но и масло мало помогало. Всегда я орал благим матом и даже теперь какое-то неприятное чувство имею к субботе.

Так протекало мое детство. Когда же я подрос, из меня очень захотели сделать сельского учителя и потом отдали в церковно-учительскую школу, окончив которую я должен был поступить в Московский учительский институт. К счастью, этого не случилось.

Стихи я начал писать рано, лет девяти, но сознательное творчество отношу к 16-17 годам. Некоторые стихи этих лет помещены в « Радунице».

Восемнадцати лет я был удивлен , разослав свои стихи по журналам , тем, что их не печатают , и поехал в Петербург. Там меня приняли весьма радушно. Первый, кого я увидел , был Блок , второй – Городецкий. Когда я смотрел на Блока , с меня капал пот, потому что в первый раз видел живого поэта. Городецкий меня свел с Клюевым , о котором я раньше не слыхал ни слова. С Клюевым у меня завязалась при всей нашей внутренней распре большая дружба.

В эти же годы я поступил в университет Шанявского , где пробыл всего 1,5 года , и снова уехал в деревню.

В Университете я познакомился с поэтами Семеновским, Наседкиным , Колоколовым и Филипченко.

Из поэтов — современников , нравились мне больше всего Блок, Белый и Клюев. Белый дал мне много в смысле формы , а Блок и Клюев научили меня лиричности.

В 1919 году я с рядом товарищей опубликовал манифест имажинизма. Имажинизм был формальной школой ,которую мы хотели утвердить. Но эта школа не имела под собой почвы и умерла сама собой , оставив правду за органическим образом.

От многих религиозных стихов и поэм я бы с удовольствием отказался ,но они имеют большое значение как путь поэта до революции.

С восьми лет бабка таскала меня по разным монастырям , из-за нее у нас вечно ютились всякие странники и странницы. Распевались разные духовные стихи. Дед, напротив, был не дурак выпить. С его стороны устраивались вечные невенчанные свадьбы.

После, когда я ушел из деревни, мне долго пришлось разбираться в своем укладе.

В годы революции был всецело на стороне Октября, но принимал все по-своему, с крестьянским уклоном.

В смысле формального развития теперь меня тянет все больше к Пушкину.

Что касается остальных автобиографических сведений, — они в моих стихах.

С. Есенин настолько « свой», что нам кажется , что о нём- то мы всё знаем . И всё же этот человек за свою короткую жизнь оставил литературное наследие, которое содержит ,как оказывается, еще много загадок.

— Какие ассоциации у вас вызывает слово « Есенин»? ( весна, ясень, весенний и др. ) В самом изучении его фамилии есть что-то природное, лесное, весеннее – и никаких псевдонимов , столь популярных в его время, не понадобилось.

Задание : В ходе сообщения заполните таблицу:

Годы его жизни Основные события

1895-1912 Детские и юношеские годы. С.Константиново.

1912-1917 Москва, Петербург. Знакомство с Блоком, Клюевым .

1917-1921 Принятие революции. Поэмы «Небесный барабанщик», «Голубень», « Иорданская Голубица».

Манифест «имажинистов». «Имажинизм»- образ превыше всего.

1922-1925 Заграничная поездка в Америку, Европу .

Путешествие по Грузии, Азербайджану. «Персидские напевы».

Итог: Как сказал сам Есенин, что вся его биография в стихах.

Чтение и анализ произведений С. Есенина.

Тема подчинённости человеческой жизни законам природы развита в этой элегии: и роща» отговорила», и журавли не «жалеют больше ни о чём», и « дерево роняет тихо листья», и лирический герой «роняет грустные слова « ,кому не жаль «ничего в прошедшем». Параллелизм, сравнения помогают почувствовать вселенский закон: каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава от «желтизны не пропадает», « не обгорят рябиновые кисти…»

А) Одним из произведений поэта. в котором, при всём ощущении греховности, мятежности своей жизни, лирический герой высказывает свою надежду на своё духовное возрождение , стало

2 «Письмо матери»(1924).

(Ученица читает стихотворение).

«Письмо матери» носит исповедальный характер, как вся лирика поэта. Его лирический герой мучается собственными противоречиями: в нем есть и нежность, и «мятежная тоска». Он пережил ранние утраты и усталость. Однако звучит в стихотворении и надежда лирического героя на свое духовное обновление, на излечение от душевных ран материнской любовью: «Ты одна мне помощь и отрада…». Перед нами есенинский вариант библейской истории о блудном сыне.

— Кто знает эту притчу?

( В стихотворении развивается и вечная тема материнства, и тема сыновства. Жанр послания позволяет через обращение сына к матери объединить в одно целое и образ матери-утешительницы, и образ кающегося сына:

Не волнуй того, что не сбылось).

(Звучат стихи «Письмо к женщине», «В хате» и др.)

— Что вы ещё можете сказать о поэзии С.Есенина?

— Почему этого поэта называют национальным поэтом?

Только до конца зимы! Скидка 60% для педагогов на ДИПЛОМЫ от Столичного учебного центра!

Курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации от 1 400 руб.

Для выбора курса воспользуйтесь удобным поиском на сайте KURSY.ORG

Вы получите официальный Диплом или Удостоверение установленного образца в соответствии с требованиями государства (образовательная Лицензия № 038767 выдана ООО «Столичный учебный центр» Департаментом образования города МОСКВЫ).

Московские документы для аттестации: KURSY.ORG

  • 0
  • 08.01.2016

Свидетельство о публикации данного материала автор может скачать в разделе «Достижения» своего сайта.

Не нашли то что искали?

Воспользуйтесь поиском по нашей базе из

2323817 материалов.

Очень низкие цены на курсы переподготовки от Московского учебного центра для педагогов

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 60% скидки (только до конца зимы) при обучении на курсах профессиональной переподготовки (124 курса на выбор).

Вы первый можете оставить свой комментарий

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.