«Эволюция темы родины в лирике С.А.Есенина»
Эволюция темы родины в лирике С.Есенина.
Вступительное слово учителя:
Сергея Есенина невозможно понять если не говорить о теме родины в его
лирике. В жизни каждого человека бывают светлые и мрачные периоды. Поэт острее воспринимает всё то , что его окружает. Посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим три периода в жизни Есенина.
1914 -1915гг. Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные и родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но даёт силы жить и творить. В эти годы поэт создаёт самые светлые свои стихи.
1920 – 1921 гг. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, «тёмные» метафоры определяют характер поэзии.
1924 1925гг. Последние годы жизни. Поэт не ждёт от неё подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком «прям», слишком обаятельный, слишком шумный – во всём слишком.
Итак, первый период – «светлый», второй – тёмный, третий — …? Вот на этот вопрос и предстоит вам ответить на сегодняшнем уроке. Каково было мироощущение поэта в последние годы жизни? Каким предстаёт лирический герой Есенина 1924 – 1925 годов?
Работа в группах.
Класс разделён на три группы. Каждая получила задание проанализировать стихотворения С.Есенина определённого периода и выявить особенности образного мышления поэта в этот период времени. В конце урока учащиеся каждой группы должны оформить свои наблюдения в виде таблицы:
1914 – 1915 годы
На столе лежат памятки
, Эпитет — художественное определение, один из тропов. Выражается преимущественно именем прилагательным («сладостный напев»), но также наречием («горячо любить»), именем существительным («веселья шум»), числительным («первый друг»), глаголом («желание забыться»). В отличие от обычного логического определения, которое выделяет данный предмет из многих («тихий звон»), эпитет либо выделяет в предмете одно из его свойств («гордый конь»), либо — как метафорический эпитет — переносит на него свойства другого предмета («живой след»).
Метафора – троп, представляющий собой перенос значений по сходству; в основе имеет неназванное сравнение.
СРАВНЕ́НИЕ — вид тропа, в котором одно явление или понятие уподобляется другому по какому-либо общему для них признаку. Сравнение включает в себя сравниваемый предмет (объект сравнения), предмет, с которым происходит сопоставление (средство сравнения) и их общий признак (основание сравнения). Сравнение выполняет изобразительную и выразительную функции или совмещает их обе. Формой сравнения служит соединение двух его членов при помощи союзов "как", "словно", "подобно", "будто" и т.п.
Олицетворение – стилистический приём, состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы, явления природы или животных.
Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в первый период творчества. Найдите самые яркие, на ваш взгляд, строки, отражающие мироощущение поэта в это время (1914-1915гг.). Оформите их в качестве эпиграфа над таблицей. Найдите в приведённых поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы.
Каков образ родины и каково отношение к ней поэта? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.
Выпишите все цветообразы ( слова, корни которых обозначают цвет) из предложений периода 1914 – 1915 гг.
Перечень стихотворений для анализа:
Край любимый! Сердцу снятся…
Чёрная, потом пропахшая выть!
Туча кружево в роще связала…
Прочтите стихотворения, написанные поэтом в 1920-1921 годах. Подберите эпиграф к таблице и запишите в неё наиболее характерные образы, отражающие мироощущение Есенина в этот период творчества.
Как воспринимает поэт окружающую его действительность? Какие из выписанных вами образов ярче всего передают трагическое восприятие Есениным перемен, происходящих в российской деревне?
Выпишите все цветообразы ( слова, корни которых обозначают цвет) из стихотворений периода 1920-1921гг.)
Перечень стихотворений для анализа:
Я последний поэт деревни…
Мир таинственный, мир мой древний…
Сторона ль ты моя, сторона!
Задания для третьей группы:
Прочитайте стихотворения, написанные в последнее годы жизни поэта. Выпишите в таблицу наиболее характерные образы, подберите эпиграф из стихотворений данного периода (1924 – 1925годы).
Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы.
Выпишите все цветообразы ( слова, корни которых обозначают цвет) из стихотворений периода 1924 – 1925гг. Используя эти записи, составьте таблицу по образцу. В первую колонку вписать цвета и оттенки, встречающиеся в данных стихотворениях. В остальных столбцах укажите количество встреченных вами цветообразов.
Перечень стихотворений для анализа:
Низкий дом с голубыми ставнями…
Мы теперь уходим понемногу…
Неуютная жидкая лунность…
Несказанное, синее, нежное…
Спит ковыль. Равнина дорогая…
Синий май. Заревая теплынь.
Цвета и оттенки
Прокоментировать таблицу, ответив на вопрос: «Какие выводы об эволюции палитры поэта можно сделать?»
«Всё встречаю, всё приемлю,/ Рад и счастлив душу вынуть…»
«Если крикнет рать святая: / «Кинь ты Русь, живи в раю!»/ Я скажу: «Не надо рая, / Дайте родину мою».
« Скоро, скоро часы деревянные / Прохрипят мой двенадцатый час!»
«Здравствуй ты, моя чёрная гибель, /Я навстречу к тебе выхожу!»
«Мир таинственный, мир мой древний, /Ты, как ветер, затих и присел. /Вот сдавили за шею деревню/ Каменные руки шоссе»
«И на этой на земле угрюмой/ Счастлив тем, что я дышал и жил»
«Радуясь, свирепствуя и мучась, /Хорошо живётся на Руси»
« И в этот вечер вся жизнь мне мила, /Как приятная память о друге»
«Скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес», «хвойная позолота», «синь сосёт глаза», «синяя гать», «белые веки луны» и др.
«стадо рыжее», «снежная выбель», «красногривый жеребёнок», «молоко берёз», «рыхлая выбель», «чёрная жуть», «голубая степь» и др.
«серенький ситец небес», «седые журавли», «жидкая лунность», «розовая водь», «несказанное, синее, нежное» и др.
Цвета первого периода – «чистые» незамутнённые, сочные: синий, золотой и солнечный, красный, белый, серый. Ведущий цвет – синий, цвет неба. Серый цвет не для неба, для земли: «серая стёжка».
Во второй период главенствует чёрный цвет. Синий цвет спускается на землю: «синие чащи», «голубая степь». Белого цвета нет. Вместо позолоты ржавый и рыжий цвета.
В стихотворениях третьего периода возвращается золотой цвет и белый. Чёрный цвет исчезает. Нет красного и кровавого цвета.
После проделанной работы учащиеся готовы ответить на вопрос, поставленный в начале урока: «Каково было мироощущение поэта в 1924-1925 годы? Как оно отразилось в образе лирического героя?»
Написать сочинение на тему «Эволюция темы родины в лирике С.А.Есенина»