Оборудование: на каждой парте – стихотворения С.Есенина, карточки с заданиями, комментариями к стихам; аудиозапись песни на стихи С. Есенина «Отговорила роща золотая».
Моя лирика жива одной большой любовью, любовью к родине.
Чувство Родины — основное в моем творчестве.
(звучит песня на стихи С.Есенина «Отговорила роща золотая»)
1. Вступительное слово учителя.
К вершинам поэзии Сергей Есенин поднялся из глубин народной жизни. «Рязанская земля, где мужики косили, где сеяли свой хлеб», стала страной его детства. Мир народно-поэтических образов окружал его с первых дней жизни:
И костер зари, и плеск волны, и серебристая луна, и шелест тростника, и необъятная небесная синь, и голубая гладь озер – вся красота родного края с годами отлилась в стихи, полные любви к русской земле:
В сердце Есенина с юных лет запали грустные и раздольные песни России, ее светлая печаль и молодецкая удаль, бунтарский разинский дух и кандальный сибирский звон, церковный благовест и умиротворенная сельская тишина, веселый девичий смех в лугах и горе седых матерей, потерявших сыновей на войне.
От проникновенных стихов о стране «березового ситца», шири ее степных раздолий, сини озер, шуме зеленых дубрав до тревожных раздумий о судьбах России в «суровые грозные годы», каждый есенинский образ, каждая есенинская строка согреты чувством безграничной любви к Родине.
Боли и невзгоды крестьянской Руси, ее радости и надежды – все это отлилось у Есенина в задушевные и светлые, скорбные и гневные, грустные и радостные строфы. О чем бы ни писал поэт, даже в самые тяжелые минуты одиночества, светлый образ Родины согревал его душу. Что происходит, что свершается на родной Руси сегодня, что ожидает ее завтра – мысли эти неотступно тревожат его.
«Моя лирика, — не без гордости говорил Есенин, — жива одной большой любовью, любовью к Родине. Чувство Родины – основное в моем творчестве».
В жизни каждого человека бывают светлые и мрачные периоды. Поэт острее воспринимает все то, что его окружает: ярче его радость и сильнее боль. Посмотрим, как связано мироощущение поэта с образным строем его лирики. С этой целью выделим три периода в жизни Есенина.
1914-1915 гг. Есенин переезжает в Москву, затем в Петербург. Оставленные им родные рязанские просторы снятся по ночам, рождая светлую тоску по тому, что покинуто, но дает силы жить и творить. В эти годы поэт создает самые светлые свои стихи.
1920-1921 гг. Поэт видит, как гибнет то, что ему дорого и близко. Трагическое мироощущение рождает уродливые образы, «темные» метафоры определяют характер поэзии.
1924-1925 гг. Последние годы жизни. Поэт не ждет от нее подарка, над ним сгущаются тучи. Художник не умещается в прокрустово ложе системы, набирающей скорость государственной машины. Слишком талантлив, слишком «прям», слишком обаятельный, слишком шумный – во всем слишком.
2. Инструктаж по выполнению практической работы:
Сегодня в ходе практической работы вам предстоит ответить на ряд вопросов. Каково было мироощущение поэта в каждый из этапов жизни? Каким предстает лирический герой Есенина в разные периоды жизни и творчества?
Исследование лирических текстов предполагает анализ эпитетов, метафор и сравнений в ряде стихотворений поэта. Каждой группе предлагается для анализа ряд стихотворений (Приложение 1) определённого периода творчества С.Есенина: 1 группа – 1914-1915гг.; 2 группа – 1920-1921гг.; 3 группа – 1924-925гг. (карточки с заданиями даны в Приложении 2).
1 задание: Прочитайте стихотворения, написанные С.Есениным в указанный период творчества. Найдите строки, отражающие мироощущение поэта в это время. Оформите их в виде эпиграфа над таблицей. Найдите в приведенных поэтических текстах интересующие нас образы и оформите в виде таблицы.
1 группа: Каков образ родины и отношение к ней поэта в стихотворениях 1914-1915 годов? Ответ на этот вопрос оформите в виде небольшого текста или нескольких предложений, в которых используйте выписанные вами образы для подтверждения своих мыслей.
2 группа: Как воспринимает поэт окружающую его действительность? Какие из выписанных вами образов ярче всего передают трагическое восприятие Есениным перемен, происходящих в российской деревне?
3 группа: Составьте 6-8 словосочетаний или предложений, которые характеризовали бы мироощущение лирического героя Есенина в 1924-1925 годы. Постарайтесь, чтобы в ваших словосочетаниях были разные виды связи (согласование, управление, примыкание).
3 задание: Выпишите все цветообразы (слова, корни которых обозначают цвет) из стихотворений исследуемого вами периода, сгруппируйте и оформите по образцу:
1914 -1915 гг. «Скирды солнца», «зеленя», «синий плат небес» и т. д.
1920 -1921 гг. «Золотистое пламя», «телесного воска свеча» и т. д.
1924 -1925 гг. «Дом с голубыми ставнями», «серенький ситец небес» и т. д.
Используя эти записи, составьте таблицу по образцу, помещенному ниже. В первую колонку вы можете добавить цвета и оттенки. В столбце соответствующего периода укажите количество встреченных вами цветообразов (остальные столбцы будут вами заполнены в ходе совместной работы во время подведения итогов).
Прокомментируйте таблицу, ответив на вопрос: «Какая палитра цветов преобладает в каждом периоде творчества? »
4 задание: Определите, какие типы текста представлены в стихотворениях Есенина, обратившись к каждому стихотворению исследуемого периода. Оформите так:
I период. «Край любимый! Сердцу снятся. » – описание.
«Топи да болота. » – описание и т. д.
Сделайте вывод о том, какой тип текста преобладает. С чем, по-вашему, это связано? Какие из стихотворений вы могли бы определить как элегии?
Напоминаем, что «элегия – стихотворение, проникнутое настроением задумчивости, мечтательности, грусти, скорби» (По кн.: Горшков А. И. Русская словесность: От слова к словесности). Как правило, своеобразным конфликтом такого стихотворения является столкновение лирического героя с непреодолимыми препятствиями (неизбежностью старости и смерти, неразделенным чувством, ударами судьбы и т. п.).
С чем, на ваш взгляд, связано появление элегических мотивов в творчестве любого поэта, в том числе и Есенина?
5 задание: Каково было мироощущение поэта в исследуемый период? Как оно отразилось в образе лирического героя? Попробуйте ответить на эти вопросы, используя свои наблюдения и выводы. Обратите внимание на то, что мироощущение поэта находит отражение и в системе поэтических образов, и в использовании цвета, и в своеобразии типа текста.
4. Обсуждение итогов работы (Каждая группа знакомит с выводами, полученными в ходе совместной работы).
Применительно к каждому из выделенных периодов составьте текст по вопросам.
1) Определите, какие из тропов являются ведущими в каждый из периодов. С чем, по-вашему, это связано?
2) Как организуется пространство и время в стихотворениях каждого из периодов?
3) Постарайтесь выявить своеобразие синтаксической организации стихотворений. Как синтаксис стихотворений отражает своеобразие мироощущения лирического героя?
Список использованной литературы
Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.