Автор: Петрова Раиса Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Майинская средняя общеобразовательная школа имени Ф.Г. Охлопкова с углубленным изучением отдельных предметов"
Населённый пункт: Республика Саха (Якутия) Мегино-Кангаласский район село Майя
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Урок-исследование. 11 класс. Тема быстротечности человеческого бытия в лирике Сергея Есенина.
Дата публикации: 12.11.2016
Раздел: среднее образование
4. Выразительное чтение стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу…», «Отговорила роща золотая…», «Письмо матери» ( читают мальчики). 5 . Аналитическая работа с текстом «Не жалею, не зову, не плачу…»(1921г.)- 1группа. 1). Исследователи относят это стихотворение к философской лирике, называют его исповедью, размышлением о жизненном пути человека, о расцвете и увядании. О чём вспоминает лирический герой? 2). Сравните стихотворение Есенина и приведённый отрывок из «Мёртвых душ» Н.В. Гоголя. Отметьте общее и различное в настроениях авторов. Какое из них вам кажется более светлым, передаёт полноту жизни? Свои суждения подтвердите примерами. 3). Есть мнение, что тема благодарности за то, что «пришлось процвесть и умереть», близка стихотворению Пушкина «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…». Сопоставьте их. Что общего в настроениях поэтов и что их различает? 4). В стихотворении найдите риторический вопрос. Как он соотносится с первым стихом? 6. Аналитическая работа с текстом «Отговорила роща золотая…» (1924г.)-2 группа. 1). В чем заключается идея стихотворения ? 2). Является ли стихотворение пейзажной зарисовкой или имеет глубокий философский смысл? Если да, то какой? 3). Выделите ключевые слова. Как они влияют на раскрытие смысла стихотворения? 4).Какие средства выразительности помогают почувствовать вселенский закон: «каждый в мире странник», но мир при этом не умирает, трава «от желтизны не пропадет», «не обгорят 7. Аналитическая работа с текстом «Письмо матери» (1924г.)- 3 группа. 1). Исследователи выделяют в стихотворении несколько варьирующихся мотивов: тревоги, света, дороги, надежды. Подтвердите это примерами. 2). Выпишите обращение к матери; пожелания ей; обещания; мечты; скорби лирического героя; надежды. Расскажите о стихотворении по этим наблюдениям. 3). В стихотворении тихий дом матери противопоставляется разгульной жизни поэта в городе. Какова роль этого противопоставления? 4). Определите признаки жанра послания в стихотворении. 8. Редактирование групповых работ по теме исследования „Тема быстротечности человеческого бытия в лирике С. Есенина“. Выдвижение гипотезы; осмысление
собранного материала; структурирование работы; создание текста в компьютере; социализация-презентация c компьютерной поддержкой. Учитывается весь процесс исследования: выдвижение гипотезы, анализ, синтез, детализация и обобщение) с использованием информационных технологий. 9. Представление групповых работ по теме исследования (форма социализации может быть разной): — анализы, интерпретации и оценки стихотворений — аналитики с каждой группы рассказывают о процессе, ходе исследования по группам; — представление работы группы в форме рисунка, коллажа, схемы, таблицы, ролевой игры, эссе „ Мой Есенин“ и др. 10. Самоанализ деятельности и рефлексия ( учащиеся рассказывают о ходе исследования по группам, оценивают, что дало каждому из них выполнение учебных заданий, какие были трудности работы со справочной литературой и компьютерной поддержкой ). 11. Общий вывод учителя: Произведения Сергея Есенина последних лет объединяет философское осмысление жизни. Мир человека и мир природы в поэзии Есенина един и неделим. В его стихах чувства и мысли слиты нераздельно. В них и половодье чувств, и половодье мыслей… Характерно признание одного из современников поэта: «Собеседнику всегда казалось, что Есенин высказался в данную минуту до самого дна, тогда как до самого дна есенинской мысли на самом деле никто и никогда донырнуть не мог!» 12. Домашнее задание: Провести аналитическую работу по тексту стихотворения С. Есенина «Край любимый! Сердцу снятся…». Истолковать цветопись стиха.